13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в субботу первой седмицы Великого поста в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы (20.02.2010)
СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В СУББОТУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ г. МОСКВЫ
20.02.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Цель жизни православного человека заключается в том, чтобы совершить обратное тому, что содеял Адам в начале человеческой истории. Если праотец разорвал общение с Богом, отказавшись от Него, ослушавшись Божиего закона и возжелав жить по своей воле, то наша задача — вернуться к спасительному общению с Господом и воссоединиться со своим Творцом. Если в основе греха Адама лежало непослушание воле Божией, Божиему замыслу о человеке, то в основание нашей жизни мы должны положить принятие воли Божией. Эту волю мы знаем, она дана нам в Божественном Откровении.
Божественное Откровение хранится в Церкви, в общине единомышленников, в которой живет и действует Святой Дух. Силой Святого Духа Слово Божие сохраняется в Церкви неповрежденно, и никакие обстоятельства времени, никакие человеческие мудрования не способны разрушить это Слово или исказить его. По свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, «в неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Церкви»1.
Но в Церкви мы не только узнаём волю Божию через Священное Писание. В Церкви мы вступаем в особое общение с Богом посредством молитвы. В Церкви нам дается возможность, соотнося свои поступки и мысли со Словом Божиим, видеть, насколько мы отклоняемся от истинного курса, насколько верно или неверно живем. И если мы понимаем, что поступаем или мыслим неправильно, то есть не в согласии с Божиим законом, то у нас есть возможность с сердечным сокрушением раскаяться пред Богом в своих грехах и, выправив свой жизненный курс, продолжать движение по пути духовного совершенствования.
1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Слово в первую неделю Великого поста. О Православии.
596
Еще нечто очень важное происходит в Церкви: мы не только научаемся Слову Божиему, не только можем корректировать свою жизнь, направляя ее по верному пути, но силой Божественной мы становимся способными реально преодолевать грех. А поскольку грех есть единственное средостение между человеком и Богом, то, разрушая эту преграду, мы обретаем возможность войти в непосредственное общение с Богом, соединиться с Ним. О значении Церкви в деле духовного очищения человека святитель Тихон Задонский говорил так: «Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно... В Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись»1.
Известно, что современные средства медицины справляются со многими физическими недугами, но они не в состоянии вернуть человеку молодость и тем более не способны продлить жизнь настолько, насколько хотел бы того человек.
Смертельно опасные духовные болезни, напротив, могут быть полностью исцелены, а душа способна обновиться так, как не может обновиться тело. Такое обновление и исцеление от грехов мы обретаем в таинстве Церкви. Святой апостол Павел назвал Церковь таинственным Телом Христовым (Еф. 1, 22-23). Нам трудно понять, что это означает, но ясно одно: сказанное — не просто образ. Тело Христово — не метафора, но реальность. Когда Церковь, община верующих людей, собирается вместе со своим епископом или священником и совершает таинство Тела и Крови Христовых, Святую Евхаристию, тогда она являет видимым образом то, что апостол Павел определил как Тело Христово. Потому и преподобный Симеон Новый Богослов именовал Евхаристию таинством Церкви.
В Церкви Божией Небесное соединяется с земным непостижимым для человеческого ума образом: хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя. Подобно тому как в Богочеловеческой Личности были соединены человеческая и Божественная природы Иисуса Христа, так в Церкви сплетаются Божественное и человеческое, земное и Небесное, временное и вечное. Церковь — это не только человеческое сообщество, союз верных, — но это Богочеловеческий
1 Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное, от мира собираемое. Гл. 62. Госпиталь, или лазарет.
597
организм. И когда мы, наученные в Церкви Слову Божиему, соединенные с Господом живой молитвой, очищенные сердечным покаянием, вкушаем Тело и Кровь Христовы, то разрушаются наши грехи, ибо мы причащаемся «во оставление грехов и в жизнь вечную». В этом Таинстве восстанавливается разрушенная Адамом связь с Творцом, и мы, немощные и слабые, входим в реальное общение с Богом, прикасаемся к Божественному Царству, где жизнь устрояется по Его благой воле и в соответствии с Его правдой.
В течение всей первой седмицы Великого поста мы молились, размышляли, слушали назидательные слова псалмов и других молитвословий, приносили Богу свое покаяние. Сегодня очень многие будут приступать к Святой Чаше, потому что подвиг воздержания, молитвы, покаяния должен завершаться участием в святейшем таинстве Евхаристии.
В церковном общении происходит еще нечто важное. Мы не в одиночестве приступаем ко Господу. Мы предстоим Ему как молящаяся община и, причащаясь от единого Хлеба и Чаши, как говорит святитель Василий Великий, «соединяемся друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие»1. Церковь является не только местом, где человек встречается с Богом, но и местом единения верующих. Причащаясь от единого Хлеба и единой Чаши, мы становимся единым целым, и это таинственное единство стирает все существующие различия человеческого сообщества: возрастные, имущественные, социальные, национальные, политические. Если мир являет нам примеры разделений, которые лишь множатся с течением истории, то Церковь — место единения людей, место их совместного предстояния Богу, место, где таинственным, но реальным образом преодолеваются или могут быть преодолены человеческие разделения.
Вот почему мы говорим, что без Церкви нет спасения. Это утверждение справедливо и по отношению к каждой отдельной личности, и ко всему человечеству в целом. Вне зависимости от того, какое место, согласно статистике, Церковь занимает в жизни людей, только в этой общине, в этом великом или малом стаде свершается совместное предстояние людей пред лицем Божиим, совершается тайна спасения.
1 Из евхаристической молитвы на Литургии св. Василия Великого.
598
Да дарует всем нам Господь в ответ на нашу молитву, часто слабую и немощную, в ответ на наше покаяние, нередко робкое и ущербное, по милости Своей через святейшее таинство Церкви спасение и жизнь вечную! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.