13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (17.02.2010)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ
17.02.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Грех человека является отклонением от нормы жизни, которую учредил Сам Творец. И если жизнь без греха есть Божественная нор-
1 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 12, 7.
586
ма, которая была положена в основу бытия, то грех как отклонение от этой нормы можно сравнить с болезнью. И святые отцы действительно называют грех болезнью. «Грех подобен болезни или ране, а наказание — отсечению или лечению»1, — говорил святитель Иоанн Златоуст.
Мы все знаем, что чувствовать себя хорошо можно только тогда, когда в организме поддерживается нормальная температура. Если температура тела повышена или понижена, то, вне зависимости от самочувствия (ибо оно может быть обманчивым), силы, подтачиваемые болезнью, ослабевают. Нечто подобное происходит и в духовной жизни: иногда совершение греха даже сопровождается чувством эйфории и представляется нашему сознанию как нечто положительное. Грех — это болезнь, и как болезнь он разрушает духовную, да и не только духовную, жизнь человека. Преподобный Макарий Египетский, размышляя на эту тему, говорил так: «Ни один член души и тела не свободен и не может не страдать от живущего в нас греха»2. Грех разрушает человеческую личность, но это проявляется вовне и становится очевидным не сразу.
Очень часто мы воспринимаем порок как проявление человеческой силы. Самым ярким тому примером служит гордость: даже в художественной литературе, не говоря уже о массовом сознании, гордость часто представляется как очевидная добродетель. В понимании людей она практически является синонимом силы, мужества, независимости человека, его достоинства. Но на самом деле гордость — это самый страшный порок, в котором обнаруживается вся полнота того, что есть грех.
Чтобы убедиться в этом, нужно вспомнить, что именно гордость порождает зависть, гнев, злобу, осуждение, то есть те пороки, которые провоцируют и поддерживают столь болезненные конфликты в межличностных отношениях, в семьях, в обществе и даже в международной жизни.
Гордый человек, который чаще всего является также человеком завистливым, гневливым, злобным и склонным к осуждению, становится
1 Иоанн Златоуст, свт. О Лазаре. Слово 6. 2 // Творения в 12-ти томах. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 851.
2 См. примеч. 2 на с. 354.
587
одиноким. Гордец всегда обречен на одиночество. Он наслаждается и упивается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия, но чем больше он отстаивает свою эгоистичную, себялюбивую жизненную позицию, тем больше он погружается во мрак одиночества.
Иногда нам кажется, что пороки помогают быть успешнее в жизни, в построении служебной карьеры, в политической и экономической деятельности. Всем хорошо известен такой порок, как ложь, которую люди с легкостью используют для достижения своих целей. Однако нет ничего тайного, что не стало бы явным (Мк. 4, 22). И еще к данному случаю замечательно подходит наша известная пословица: «Шила в мешке не утаишь». Ложь всегда обнажается, и необязательно прожить всю жизнь, необязательно дожидаться прихода следующего поколения, чтобы убедиться во лжи поколения нынешнего. Чаще всего еще при жизни человека все те мифы, которые он старательно создавал о себе, вся та неправда, которую он высказывал или осуществлял, разоблачаются и в конечном счете вместо успеха и благополучия его ждет разочарование, а нередко и жизненная катастрофа. «Ложь есть источник и причина вечной смерти»1 — так охарактеризовал этот низменный порок святитель Игнатий Брянчанинов.
Ни один порок не приводит человека к счастью и благоденствию, потому что грех, составляющий суть этих пороков, — не от Бога, а от диавола. Но враг рода человеческого ненавидит людей, его целью является поражение человека, потеря им свободы, его закабаление в тенетах греха, а вовсе не полнота жизни и не человеческое счастье. К сожалению, иногда проходит целая жизнь, прежде чем человек убеждается в простой истине: счастье только там, где Бог и исполнение Его закона, а где диавол — там горе и страдания.
Спасительные дни Святой Четыредесятницы мы должны использовать для борьбы с гордостью и проистекающими из нее пороками. Каждому человеку в той или иной мере таковые присущи. И если даже нам кажется, что мы вовсе и не гордые, а, напротив, простые и скромные, то достаточно спросить самих себя: осуждаем ли мы ближних, разражаемся ли гневом, можем ли причинить им боль,
1 Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Поучение в неделю двенадцатую. О спасении.
588
и если это так, то «диагноз» прост — в самой глубине нашего «я» — гордость, мать всех пороков.
Стяжать добродетель не труднее, чем поработиться пороку. Иногда лишь кажется, что совершать греховные дела проще и легче, чем дела богоугодные. Это совсем не так, потому что, творя благочестивые дела, возрастая в добродетелях, мы опираемся на силу Божию. И хотя движение вверх всегда труднее, чем падение, в этом восхождении к Небу, к Богу, в этом возрастании Сам Господь с нами. Он протягивает нам Свою руку, и мы, опираясь на Его всемогущую десницу, можем творить великое, как учит нас святой преподобный Андрей Критский.
Пусть же дни святого Великого поста помогут нам в нашей духовной брани со грехом и в стяжании добродетелей! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.