Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (17.02.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

17.02.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Пороки порождаются грехом, который коренится в сердце человека. Но есть два порока, которые являются не следствием греха, а самим его воплощением: это пороки гордости и лжи, потому что и в одном, и в другом проявляется сама диавольская природа. Диавол, падший ангел, стал таковым именно потому, что, по гордости

583

 

 

отвергнув Бога, поставил себя на Его место, в центр бытия, — и стал воплощением лжи. Диавол — лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), поэтому, когда люди становятся одержимыми гордостью и ложью, они творят диавольское дело.

Не сразу человек привыкает говорить неправду. «Не знает младенец лжи»1, — говорит преподобный Иоанн Лествичник, и это правда: человек обретает навык лжи по мере своего взросления. Существует множество причин, понуждающих людей говорить неправду. Иногда человек лжет потому, что просто опасается сказать правду. Тот же святой Иоанн Лествичник свидетельствует: «Иной суд тому, который лжет по страху наказания, и иной тому, который лжет без предлежащей опасности»2. Да, действительно, перед лицом наказания или опасности человек способен сказать неправду. Это грех, но грех меньший по сравнению с тем, когда люди говорят неправду, стремясь нанести вред ближнему и стяжать тем самым некие блага для себя. Когда человек использует ложь как средство, направленное на достижение корыстных целей, — будь то в личной, семейной, общественной жизни, в профессиональной деятельности, — тогда ложь особо наказуется Богом.

Но помимо того что всякая ложь наказуема, будучи не чем иным, как осуществлением диавольского дела, — ложь небезобидна и для самого лгуна, ибо развивает в нем такое опасное качество, как лицемерие. Лживый человек всеми силами будет стремиться создать впечатление, что сказанное им — чистая правда, а для этого ему необходимо убедить в этом того, с кем он общается. При этом лжец прибегает к лицемерию и лукавству, развивая в себе такое опасное внутреннее состояние, как двуличие, или двоедушие.

Двуличный человек словно имеет два лица: одно подлинное, а другое мнимое. Но человек не создан для того, чтобы жить с двумя лицами. Он может быть духовно здоровым и целостным только тогда, когда у него одно лицо, то есть он должен быть таким, каков он есть. Именно таков Божий замысел о человеке. И когда мы надеваем на себя, как маску, второе лицо, то тем самым разрушаем собственную внутреннюю целостность, становясь слабыми и уязвимыми, как ска-

1 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 12, 13.

2 Там же. Слово 12, 8.

584

 

 

зал авва Исаия: «Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба»1. Ложь изнутри разрушает личность — это не всегда заметно, особенно если человек только вступает на путь лжи, но это вполне очевидно (что называется, написано на лице) в конце жизни того, кто все время говорил неправду.

Всякое двуличие порождает подозрительность. Стоит только человеку один раз понять, что собеседник говорит неправду, как доверие к такому человеку исчезает, вызывая к жизни опасное явление, которое мы называем подозрительностью. Подозрительность, подобно раковой опухоли, разъедает здоровую ткань межличностных отношений. Причина же этого недуга — ложь, потому что именно она провоцирует недоверие. Но, с другой стороны, человек, который кого-то подозревает, может ведь от обороны перейти к наступлению. Часто так и бывает: реакцией на ложь становится проявление враждебности и даже агрессии, порождаемых той же подозрительностью.

Чем заканчивается ложь в семье, обман супругов? — Чаще всего семейной трагедией. Чем заканчивается ложь в масштабах государства? — Мы хорошо это знаем: старшее и даже среднее поколения помнят, как много лжи обрушивалось на наше сознание еще в сравнительно недавнее время. Ложь в международных отношениях также влечет за собой подозрительность и агрессию, разрушая мир, нагнетая напряженность и создавая угрозу войны. Иначе и быть не может: если диавол есть лжец и отец лжи, то разве может неправда породить мир, покой, радость, благополучие? — Никогда!

Жизненная позиция христианина должна категорически исключать ложь. Если мы творим ложь, то совершаем дело диавольское. И напротив, правдивость, честность, искренность являются одними из самых сильных и убедительных свидетельств глубокой веры человека. Ну, а если в силу каких-то внешних обстоятельств, по слабости своей, из-за неправильного воспитания или под влиянием окружающих мы все-таки совершаем грех лжи, то как же нам исправить этот порок, как прекратить говорить неправду? Замечательные слова принадлежат тому же святому Иоанну Лествичнику, которого мы неоднократно цитируем на первой седмице Великого поста, потому что мало кто так глубоко постиг тайны возрастания человека, духовного его

1 Исаия Скитский, авва. Слова к своим ему ученикам. Слово 26. 6.

585

 

 

совершенствования, как он: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть»1. Какие замечательные слова! У того, кто живет в страхе Божием, кто осознает, что Бог знает и видит все, что Он слышит нашу неправду, — обостряется совесть, и, желая избежать ее укоров, он всеми силами старается воздерживаться от лжи, ибо каждое произнесенное лживое слово больно ранит такого человека.

Будучи ребенком, я как-то спросил своего благочестивого отца: «Папа, ты говоришь, что нельзя говорить неправду. Но как можно прожить жизнь и никогда не говорить неправду?» То, что сказал мне отец, я помню и буду помнить до конца своей жизни: «Сынок, трудно не говорить неправду, но возможно, ибо кто тебя тянет за язык говорить всю правду?» Это мудрые слова. Когда мы не хотим лгать, никто не требует от нас, чтобы мы говорили правду. Мы можем молчать или сказать ровно столько, сколько считаем возможным и допустимым, не погрешая при этом против истины. Позиция человека, который предпочитает молчание лжи, всегда вызывает уважение у окружающих, и он становится примером для других.

Да поможет нам Господь во дни Святой Четыредесятницы препобеждать наши пороки, в том числе один из самых губительных и опасных — порок лжи. И верим, что в ответ на нашу молитву, на наше предстояние Господу Он с любовью прострет к нам Свою руку и поможет на пути духовного возрастания. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.