13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в кафедральном Богоявленском соборе г. Москвы (16.02.2010)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
ВО ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В КАФЕДРАЛЬНОМ БОГОЯВЛЕНСКОМ СОБОРЕ
г. МОСКВЫ
16.02.2010
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Грех обнаруживает себя во многих пороках. Сущностью же греха является гордость — состояние, когда человек, одержимый этим пороком, в центр жизни ставит самого себя, вытесняя из него и Бога, и других людей. Как уже было сказано, проявлениями греха являются многоразличные пороки, среди которых есть один, представляющий опасность своим широким распространением среди верующих. Он опасен тем, что люди, совершая это злодеяние, порой даже и не догадываются, что творят беззаконие. Этим пороком является осуждение.
Мы часто осуждаем людей из простого желания посудачить, заполняя таким разговором праздное времяпрепровождение. Нередко в компаниях темой разговора становится осуждение общих знакомых или всем известных лиц. Порой происходит даже некое странное объ-
580
единение людей на основе осуждения того или иного отсутствующего человека: совместное осуждение приводит к тому, что люди начинают чувствовать взаимную поддержку и согласие. Есть даже такое современное выражение: «дружить против» кого-то. Такая «дружба», направленная на осуждение ближних, является греховной и опасной независимо от того, сознают люди эту опасность или нет.
Но чаще всего мы осуждаем совершенно сознательно и целенаправленно. Причиной такого осуждения является все та же гордость человеческая. Гордому человеку далеко не безразличны успехи другого или других. И чем значительнее бывают достижения этих других, тем более гордый, самолюбивый человек видит в них угрозу для себя и, желая умалить достижения другого, осуждает его.
Этим и объясняется всем хорошо известная закономерность: чем успешнее человек в жизни, чем больше пользы он приносит другим, чем большее значение имеет его профессиональная деятельность, тем больше осуждения обрушивается на его голову. На Востоке есть замечательная пословица, которая имеет непосредственное отношение к тому, о чем мы сейчас говорим: «Камнями бьют по тому дереву, на котором есть плоды». Осуждают, зло критикуют, клеймят тех, кто приносит реальный плод. Чаще всего это явление встречается в общественной, политической, деловой жизни, но не только: осуждение часто присутствует и в обыденной жизни, в наших личных взаимоотношениях с окружающими.
Слово Божие категорически воспрещает нам осуждать других людей: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1); Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4). Мы должны воздерживаться от греха осуждения. Замечательные слова в связи с этим сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не можешь ты восхищать чести Единородного Сына Божия — Ему единому престол суда принадлежит»1. Иными словами, каждый человек, восхищающий право судить другого, восхищает тем самым то, что принадлежит исключительно Богу. А почему так? — Да потому, что только Бог видит сокровенное, хранящееся в глубинах внутренней жизни человека. Самому проницательному и самому мудрому человеку не дано
1 См. примеч. на с. 292.
581
видеть этих глубин, и потому легко ошибиться, присваивая себе право судить другого.
Когда светский суд выносит ложное суждение о человеке, то чаще всего это обусловлено либо неполнотой сведений о том или ином событии, либо недостаточной профессиональной квалификацией людей, расследовавших преступление. Но тем не менее гражданский суд, вынося определение, основывается на вполне объективных данных, соображениях и выводах. Мы же обычно судим не потому, что владеем некой истиной, а просто исходя из желания принизить человека, «бросить камень» в него.
Всякий человеческий суд ограничен и неполноценен, потому что не дано нам знать того, что происходит в сердце и душе другого человека. Именно поэтому Слово Божие предупреждает нас о неминуемом наказании за грех осуждения. Оно ясно свидетельствует о том, что наш человеческий суд обернется в будущем особым судом Божиим в отношении нас: Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 2). И когда мы предстанем пред Господом, то тем суровее будет над нами Божий суд, чем чаще мы позволяли себе здесь, на земле, вершить свой суд, человеческий — беззаконный и неправедный.
Что же делать, чтобы оградить себя от этого пагубного порока? — Нужно постоянно помнить о своей собственной греховности. И как только мы почувствуем желание осудить какого-то человека, необходимо сразу же вспомнить о грехах, отягощающих нашу собственную душу; вспомнить о том, что дурного и скверного мы сделали в жизни. У каждого наберется большой «багаж» этих тяжелых воспоминаний. А потом, взглянув на человека, которого собирались осудить, зададим себе вопрос: могу ли я с моим греховным грузом, с моей отягощенной совестью осуждать его? Преподобный Иоанн Лествичник наставлял так: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать»1. Ну, а если кто-то уж очень нам не нра-
1 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 10, 7.
582
вится, если мы не согласны с его поступками, то не нужно злословить его — достаточно предать такого человека суду Божиему.
Божий суд — истинный и справедливый, и совершается он не только за гробом. Бог судит людей уже здесь, в этой жизни. Иногда поражаешься, каким удивительным и своевременным бывает Божие вмешательство в жизнь грешного человека: никакой человеческий суд не мог бы завершиться таким наказанием, каким завершается суд Божий. Мы же, осуждая своего ближнего, стремясь расправиться с человеком, который нам не по сердцу, лишь растрачиваем энергию, которую лучше было бы использовать для борьбы с собственными грехами.
Если мы живем по Слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своего осуждения. Но если не хватает сил сдержаться и тянет за язык кого-то осудить, о ком-то плохо сказать — помолись в этот момент Господу.
Многое может искренняя, сердечная молитва пред Богом: она может нас остановить, вразумить, исправить. Дни Святой Четыредесятницы и даны нам для такого исправления, для назидания духовного, для возрастания в меру наших сил. Верим, что Господь в ответ на нашу смиренную молитву и покаяние поможет нам преодолевать наши пороки и наши грехи. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.