13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Из слова по окончании повечерия с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг первой седмицы Великого поста в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (5.03.2009)
ИЗ СЛОВА ПО ОКОНЧАНИИ ПОВЕЧЕРИЯ
С ЧТЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОКАЯННОГО КАНОНА
ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО В ЧЕТВЕРГ
ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В УСПЕНСКОМ
СОБОРЕ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
5.03.2009
На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем,., они Бога узрят (Мф. 5, 8).
Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил о том, что чистое сердце — это сердце, не подверженное воздействию помыслов, свободное от страстей1. Он также отмечал, что «чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись... в единую добродетельность, достигшую последних степеней совершенства»2. Другой святой отец, Исаак Сирин, утверждал, что чистое сердце не подвластно страстям и что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы3. А по слову праведного Иоанна Кронштадтского, чистота сердца — это незлобие, кротость, смирение, доброта, это вершина духовной жизни человека4. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, после чего воспитывать волю и уже затем приближаться к образованию своего сердца.
1 Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские и деятельные. 167.
2 Там же. 82.
3 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 54. О разных предметах, в вопросах и ответах.
4 Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1 (запись 164).
552
В деле формирования сердечной чистоты существуют разные рубежи и стадии, но важной задачей аскетической жизни является контроль над человеческими чувствами. «Чувств просвети простую пятерицу»1 — молимся мы Господу, ибо человеческие чувства — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус — являются проводниками, соединяющими человеческий мир с нашим сердцем. Если проводники испорчены, если связи порушены, то тогда сердце человеческое не может воспринимать доброе воздействие, и дурные влияния на человека усугубляются помрачением человеческих чувств.
Красота Божия способна воспитать наши чувства. Не случайно наш великий писатель Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что красота спасет мир2. Именно красота способна изменить и преобразовать человеческие чувства. Для верующего человека, человека церковного лучшим способом воздействия на чувства является жизнь в соответствии с церковным Уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни, недели, месяцы и годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на слух, и на вкус, и на обоняние, и на осязание. Об этом свидетельствует история человеческой культуры: над созиданием церковной красоты всегда работали выдающиеся поэты и музыканты; превосходные архитекторы строили храмы, великие иконописцы и художники писали дивные иконы. Весь строй богослужебной жизни формировался таким образом, чтобы человек со своей простой пятерицей чувств мог в него погрузиться и через это, воспитывая свое чувственное начало, вкусить и впитать красоту Божиего творения.
Люди, чьи чувства исполнены Божией красоты, способны распознать безобразие своих помыслов и злых дел. Красота, запечатленная в сердце, в чувствах, является великим мерилом правды и помогает нам воспитать свое сердце, обрести чистоту сердца, совокупность всех добродетелей и высоту совершенства.
Однако достичь этого высокого состояния сразу невозможно. Нужно постепенно и последовательно восходить от ступени к ступени, образовывая разум и волю, воздействуя на свои чувства. В аскетическом делании нет мелочей — любая мелочь может как бы «выстрелить»
1 Благодарственные молитвы по Святом Причащении.
2 См. примеч. на с. 138.
553
помыслом и грехом, дурным делом и злым поступком. Вот почему святые отцы, размышляя над путями духовной жизни, говорили о необходимости заключения сознания в сердце, сосредоточения своего ума на внутренней, духовной жизни.
Устав Церкви предполагает особые чинопоследования в течение всей Святой Четыредесятницы — продолжительные службы, долгие молитвы. И предлагается нам эта дисциплина молитвы для того, чтобы через некоторые трудности, самоограничение и жертву, превозмогая усталость и, может быть, иногда даже раздражение, мы постепенно входили в этот поток Божией красоты и Божией благодати. Явление же сей красоты и благодати способно содействовать нашему духовному росту и восхождению по ступеням совершенства.
Желаю всем вам провести дни Великого поста спасительно — в молитвах, в богослужениях, в воздержании от скоромной пищи, в хранении ума от помыслов. Да поможет нам Господь выработать навыки добродетелей, содействуя в формировании светлых, чистых и возвышенных чувств, от состояния которых во многом зависит чистота нашего сердца!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.