Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании повечерия с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в среду первой седмицы Великого поста в Рождественском соборе Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы (4.03.2009)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ПОВЕЧЕРИЯ
С ЧТЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ПОКАЯННОГО КАНОНА
ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО В СРЕДУ ПЕРВОЙ
СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В РОЖДЕСТВЕНСКОМ
СОБОРЕ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ

4.03.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во время Великого поста необходимо употреблять особые средства для того, чтобы изменить жизнь, состояние своей души к лучшему. Такими средствами являются воздержание от пищи, пост, молитва и милосердие. Они помогают нам возгревать в себе ревность о духовной жизни. Но для того чтобы ревность перешла в устойчивый навык, необходимо совершать то, что святые называют «сосредоточением ума в сердце», или «заключением сознания в сердце».

Очень важное место в духовной жизни людей занимает воспитание ума. Человек формируется как личность через воздействие на его ум окружающего мира: доброе окружение способствует добрым мыслям и доброму поведению; дурное окружение провоцирует в человеке греховные склонности и злые мысли.

В наше время человек сугубо подвержен влиянию извне. Мы живем в так называемом информационном обществе, когда на человека обрушивается огромный поток информации — сведений, которые могут быть ему нужны или не нужны. Еще никто не изучал последствий того состояния, в котором живет современный человек. Никто в точности не знает, что несет с собой эта безудержная информаци-

544

 

 

онная лавина, что происходит с человеческим сознанием, с его психикой, что происходит с его душой. Но мы твердо знаем, и многие сейчас бьют тревогу в связи с тем, что большая часть информационного потока, обрушивающегося на человека, содержит опасные для его духовной жизни мысли, опасные идеи и целеполагания. Любой, обращаясь к своему опыту, может спросить себя: много ли он получает в течение дня информации, сведений, которые способствовали бы его духовному самосовершенствованию, оказывали бы на него положительное влияние, формируя волю таким образом, чтобы она устремлялась к совершению добра. На этот вопрос ответить очень просто. Достаточно посмотреть телевизионные передачи, послушать радиосообщения, почитать газеты и журналы, чтобы убедиться в том, что объем информации, способной положительно воздействовать на человека, ничтожен по сравнению с общим количеством того информационного материала, который воспринимает сегодня человеческое сознание.

Как же воспитать ум таким образом, чтобы возникающие мысли помогали устраивать жизнь по закону Божию, чтобы душа человека возвышалась? Конечно, существуют различные учебные заведения, в том числе и духовные, где людей учат многому доброму. Но как воспитать ум человеку, который не учится, а работает или находится уже на пенсии? Это очень важный вопрос, ответ на который кроется в церковной традиции. Церковь всегда предлагала для назидания определенные чтения. Самое главное из них — чтение Священного Писания. К сожалению, немногие дома читают Слово Божие. У некоторых даже существует неправильное представление о том, что Священное Писание достаточно слушать только в храме. Это неверно. Нужно непременно каждый день прочитывать одну главу хотя бы из Нового Завета — из Евангелия и апостольских посланий. И всегда следует стремиться к тому, чтобы понимать прочитанное. И если встречается что-то непонятное, нельзя оставлять этого без внимания, следует обязательно найти ответы на возникающие при чтении Слова Божиего вопросы. Эти ответы может дать опытный священнослужитель или другой духовно сведущий и знающий человек. Вот почему очень важным средством воспитания ума является человеческое общение. Нередко, встречаясь, мы не знаем, о чем говорить друг с другом, или по сложившейся привычке пустословим, иногда

545

 

 

осуждаем людей. Но ведь можно проводить время разумно и полезно, в том числе и размышляя над Словом Божиим, обмениваясь своим пониманием того, что раскрывают нам священные строки.

К сожалению, из опыта нашей приходской жизни совсем ушли духовные беседы. Не те беседы, которые священник проводит в храме, произнося проповедь, а те, что верующие ведут между собой и которые их объединяют. По доброй традиции прихожанам следовало бы встречаться в храме и вне богослужения, и под водительством священника, человека просвещенного, не только читать Слово Божие, но и объяснять его. Ведь так много людей одиноких, которым тяжело находиться дома; так много людей, которые нуждаются в общении! Приход, а тем более святые обители, должны становиться местом такого общения, где бы люди назидались, беседуя друг с другом, общаясь с духовно более опытными людьми, чтобы именно здесь верующие могли бы получать ответы на многие возникающие у них вопросы. Тогда не будет опасности со стороны сектантства и прочих злонамеренных сил, нередко использующих жажду и стремление людей узнать больше о духовной жизни для того, чтобы сбить их с толку и посеять плевелы лжеучения.

Воспитание ума есть забота Церкви. Это означает, что богослужения должны сопровождаться проповедью Слова Божия, которое бы достигало умов и сердец людей. А то, что остается непонятным, решалось бы посредством общения вне богослужений. И тогда наши приходы, наши обители будут очень крепки, тогда люди будут приходить в храм не только по субботам и воскресеньям, но и в будние дни.

Очень большую роль в духовном просвещении народа должны играть духовные школы, наши богословы. Мы нуждаемся в новых богословских книгах, которые помогли бы нашему современному человеку открыть для себя тайны Божественной премудрости, узнать, понять и полюбить слово Божие.

Воспитание ума — это одна из наиважнейших задач, которая стоит перед каждым верующим человеком, ибо грехи рождаются из помыслов, а помыслы принадлежат нашему уму. И если мы хотим остановить грех, мы должны препобеждать греховный помысл. Дай Бог, чтобы дни Святой Четыредесятницы помогли нам многое понять, почувствовать, а самое главное — изменить в своей жизни во славу Божию! Аминь.

546

 

 

Я никогда ранее в этом монастыре не был, поэтому для меня сегодня сугубая радость совершить с вами богослужение и помолиться здесь. Вы, матушка1, очень многое сделали, восстанавливая монастырь, но многое еще предстоит сделать.

Подвиг монашества велик и спасителен. Он может быть очень трудным, почти невозможным для человека, а может быть и очень радостным. Дай Бог, чтобы для каждой из сестер обители служение было радостным, мирным, приносило глубокое духовное утешение и содействовало спасению многих, кто приходит в вашу обитель.

Пусть Божие благословение сопутствует вам, и да покроет Царица Небесная вас Своим омофором! Укрепляйтесь в вере, благочестии и взаимной любви.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.