13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (14.03.2008)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА
14.03.2008
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Размышляя о пути духовного совершенствования человека, Георгий, затворник Задонского Богородицкого монастыря, говорил: «Чем выше птица к небу, тем безопаснее. Когда же садится на землю, легко может быть поймана или застрелена»1. Образ птицы помогает нам понять внутреннюю логику духовной жизни человека: чем больше мы укореняемся в добродетели, чем богаче становится образ нашей религиозной жизни, тем ближе мы к Богу и тем безопаснее для нас. Иногда люди, желающие духовного совершенства, полагают, что можно стать ближе к Богу, если физически удалиться от других людей. И некоторые уходят в монастырь, думая, что, находясь в некоей изоляции, отдаляясь от ближних своих, они с легкостью будут стяжать
1 Машурин Георгий, затворник Задонского монастыря. Письма (1). О путях спасения. Письмо 2.263. Марии Петровне Колычевой.
511
добродетели. На самом деле это не так. Настоящее подвижничество, даже если оно совершается в монастыре или в пустыни, никогда не связано с обособленностью от окружающих людей. Подвижник набирается духовной силы для того, чтобы отдавать ее другим, — только в этом смысл подвижнического делания. Обретая навык спасительной жизни, такой благочестивый человек должен использовать этот навык в общении с другими людьми, тогда он сам еще больше духовно обогащается.
Говоря о птице, которая, поднимаясь в небо, оказывается в безопасности, святитель Тихон имел в виду близость человека к Богу, которая достигается преодолением своих пороков и грехов и совершением добрых дел. Может быть, кто-то в течение этой первой седмицы Великого поста, регулярно посещая храм — утром и вечером, размышляя о своей духовной жизни, вслушиваясь в слова псалмов и молитв, уже почувствовал этот духовный подъем. Да, собственно говоря, его невозможно не почувствовать, потому что молитва, размышление о цели человеческой жизни, созерцание красоты и стройности православных богослужений окрыляют нашу душу, поднимают нас к Небу. Только очень важно помнить слова святителя Тихона и стараться не опускаться вниз, на грешную землю, где мы с легкостью можем быть уловлены врагом нашего спасения.
Но подняться к Небу, опираясь только на свои немощные силы, человек не может — не дано ему этого. Как наше физическое тело не в состоянии самостоятельно преодолеть силу земного притяжения, точно так же и к горнему, к Богу человек не может воспарить, используя лишь свои собственные усилия. Эту подъемную силу человеку дает Бог — только Он может возвысить нашу душу и поднять нас к Себе. И Бог делает это, сообщая нам Свой дар, Свою благодать, Свою энергию. Не человеческой силой воспаряем мы к горнему, но только лишь силой Божией.
А на что же мы можем употребить свои силы? — Своими силами мы можем освободиться от греховного бремени, можем сбросить с себя отягощающие нашу душу гири нечестия, некие греховные вериги, ибо грех — это и есть та сила, которая тянет нас к земле. И именно тут, внизу, диавол может с легкостью завладеть нашими душами, расставляя свои сети, подстерегая и искушая нас. Для того чтобы подняться к Небу, нужно сбросить с себя эти гири, избавиться от гре-
512
ховной тяжести. Вот как раз в этом мы и можем преуспеть, напрягая свои ум, волю, чувства, мобилизуя свои душевные силы, воспитывая свое тело, размышляя о жизни, каясь в грехах, молясь и творя добрые дела. Употребляя все эти средства спасения души человеческой, мы можем освободиться от тяжкого греховного бремени и вверить себя Господу, Который наполнит все наше естество Своей благодатью, способной оторвать нас от земли и приблизить к Отцу Небесному.
Мы с вами вступаем в период, завершающий первую седмицу Великого поста. И в пятницу, и в субботу православные люди обычно приходят к исповеди для того, чтобы раскаяться пред Богом и получить прощение своих грехов. Ни в коем случае не следует упустить этой возможности. Минувшая неделя дала нам исключительную возможность и силы для того, чтобы подвергнуть свою жизнь более тщательному, чем мы это обычно делаем, духовному анализу, а потому наша великопостная исповедь не должна быть формальной. Может быть, именно сегодня или завтра нам непременно нужно принести покаяние в том, что мы всегда по причине своей слабости скрывали от священника, в чем и самим себе нам было стыдно признаться, в чем нас жестоко обличает наша совесть и что мы хотели бы забыть.
И если какой-то грех, даже будучи уже некогда раскаянным, по-прежнему беспокоит нашу совесть, нужно снова и снова приносить покаяние, сбрасывая с себя этот тяжкий груз греха, дабы облегчить свою душу. Через исповедь мы устанавливаем связь с Господом. Раскаявшись в грехах, очистив свою совесть, мы становимся способными получить дар Божественной благодати. И помощь Божия — та подъемная сила, которая даруется нам благодатью Отца Небесного, — обретается нами тогда, когда мы приносим покаяние в своих грехах. Вот почему пятница и суббота первой седмицы Великого поста являются днями особой важности: это дни нашего духовного экзамена, нашей сердечной исповеди, дни сугубого приготовления к принятию Святых Христовых Таин.
Некоторые люди, посещающие богослужения каждый день на всем протяжении первой седмицы Великого поста, спрашивают: «А можно ли, причастившись в среду и пятницу за Литургией Преждеосвященных Даров, причаститься и в субботу, и в воскресенье?» Ответ может быть только один: «Не можно, а нужно». Когда же, как не на этой святой неделе, нам открыть сердце навстречу Божественной
513
благодати? Когда, как не в эти святые дни, принести свое искреннее раскаяние и подвигом говения достойно приуготовить себя к принятию Святых Христовых Таин? Не упустим же этой возможности, памятуя, что только благодатью Божией мы способны обрести Царство Небесное! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.