13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (12.03.2008)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА
12.03.2008
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Размышляя о значении воли в деле духовного роста человека, наш выдающийся святитель Феофан Затворник говорил так: «Нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах»,
503
а потом добавил к этому: «И немощь сия присутствует у большинства из нас»1. Правильно говорил святитель: у большинства из нас воля действительно именно такая. А для того чтобы она стала и твердой, и трудолюбивой, необходимо ее воспитывать. Однако это невозможно сделать, что называется, теоретически, в кабинетных условиях. Воля воспитывается в жизни, в действиях, поступках. И самым лучшим способом воспитания воли является работа над преодолением наших пороков и слабостей (а они есть у каждого человека), которые мешают нам обрести твердые навыки религиозной жизни.
Недавно мы с вами говорили о том, что покаяние, молитва, пост, добрые дела являются теми средствами, с помощью которых возбуждается ревность по Боге и формируются навыки религиозного образа жизни. Ну, а если человеческая душа порабощена такими пороками, как осуждение, пустословие, ложь, клевета, зависть, гнев, распутство, злоба, то разве можно возрастать в молитве, в покаянии, в воздержании, в доброделании? — Да никогда. Пороки не дадут нам возможности развивать эти добродетели и претворять в жизнь наши религиозные убеждения. Они прочной стеной станут на пути нашего духовного движения. Для того чтобы неуклонно идти вперед, двигаясь к заветной цели христианской жизни, нужно бороться с этими пороками, преодолевать их, изгонять из своей души. Именно в этой борьбе и закаляется воля христианина, становясь твердой и трудолюбивой, по слову святителя Феофана.
Для того чтобы воспитание воли было успешным, нужно точно знать, как и с чего начинать эту работу. Обычно у человека, особенно под влиянием благодатной атмосферы богослужений, храмовой молитвы, возникает та самая ревность по духовной жизни, о которой так много размышляли святые подвижники, аскеты, отцы Церкви. Нередко, вдохновляемые этой ревностью (особенно часто это бывает в период Великого поста), мы даем себе обещание оставить ту или другую дурную привычку, преодолеть тот или иной порок. И, к сожалению, очень часто не исполняем свои обеты. Это происходит потому, что чаще всего мы неправильно беремся за дело — не с той стороны, не с того края. В духовной жизни, так же, как
1 Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Неделя 9 по Пятидесятнице. Среда.
504
и в жизни физической, нагрузки должны возрастать постепенно. Целенаправленно и неуклонно двигаясь к поставленной цели, нужно идти от простого к сложному. Не надо сразу браться за много дел, принимая решение избавиться от нескольких дурных привычек или пороков одновременно, — никаких человеческих сил на это не хватит, а в результате останутся только разочарование, горечь, осознание своей никчемности и неспособности к совершению реальных духовных дел.
Святитель Иоанн Златоуст, говоря о преодолении пороков, учил тому, что духовно возрастать нужно постепенно, словно поднимаясь по ступеням, не делая при этом резких движений1, — иначе можно просто упасть с лествицы духовного восхождения. И самые первые шаги должны быть самыми простыми и легкими.
Внимательно проанализировав свою внутреннюю жизнь, нужно спросить себя: «А какие из моих пороков и слабостей мне проще всего преодолеть?» Обычно это те наши недостатки, которые буквально «лежат на поверхности». Ну, например, большинство из нас с поразительной легкостью осуждают окружающих людей. Осуждение — это, пожалуй, самый распространенный грех. Мы судим людей не потому, что это нам жизненно необходимо, не потому, что этого требует голос разума, плоти или инстинкт, но ради пустословия, прихоти и саморазвлечения. Иногда даже бывает так, что в целях установления хороших отношений с определенными людьми мы избираем некую общую жертву для совместного осуждения. Человеку преодолеть этот грех, как и грех пустословия, проще, чем другие: достаточно лишь взять под тщательный контроль свои слова и всегда помнить то, что сказал о пустословии Господь: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).
В начале духовного пути нужно сконцентрироваться именно на подобных пороках, которые мы способны относительно легко преодолеть. И если в течение Великого поста мы справимся хотя бы с одним из них, то это уже будет нашей значительной духовной победой, первым важным шагом на пути духовного возрастания. Если мы
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 83 на Евангелие от Иоанна. 5//Творения в 12-ти томах. Т. 8. Кн. 2. СПб., 1902. С. 565.
505
почувствуем, что нам удалось преодолеть в себе грех осуждения или пустословия, то совершенно другими — духовно очищенными и ощущающими в себе немалые душевные силы — подойдем ко дню Святой Пасхи, дню Светлого Христова Воскресения.
В духовном возрастании очень важны победы, важно постоянное движение вперед. Пусть малыми шажками, по ступеням, как говорит святой Иоанн Златоуст, — но совершать это движение необходимо не останавливаясь ни на шаг, потому что, согласно закону духовной жизни, если мы не восходим вверх, то непременно опускаемся вниз. Никогда человек не остается на одном и том же месте или на одном и том же уровне: он либо поднимается, либо падает. И всякая, даже небольшая, духовная победа, победа над собой, над своей греховностью — является свидетельством нашего неуклонного движения вверх.
Именно в результате такого рода борьбы с самим собой и закаляется наша воля, которая становится трудолюбивой и твердой. А взяв одну высоту, можно будет наметить себе и следующую цель, а достигнув ее, — третью, и так далее. Собственно говоря, в этом и состоит логика духовной жизни: мы боремся с пороками, преодолеваем их, тем самым открывая простор для укоренения в нашем бытии правильных навыков духовной и религиозной жизни. Именно так, а не иначе следует влиять на свое внутреннее состояние, достигать перемены — «метанойи», как говорили греки, то есть подлинного покаяния, изменения сердца и изменения жизни. И да помогут нам в этом трудном делании Господь, Его Пречистая Матерь и сонм святых угодников, на опыте жизни своей засвидетельствовавших возможность такой победы человека над самим собой! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.