13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (12.03.2008)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ
ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ
В СРЕДУ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА
12.03.2008
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Святые отцы и учители Церкви, подвижники, аскеты учат нас, что важнейшими средствами духовного возрастания человека являются покаяние, пост, молитва и милосердие. И если эти средства для нас не отдельные кратковременные эпизоды жизни, связанные с какими-то потрясениями, но становятся неотъемлемой, органичной частью нашего повседневного существования, то тогда ревность по благочестию перерастает в навык.
Однако даже выработанные навыки порой могут быть разрушены. Известно, что если человек, получивший хорошее образование и даже имевший определенный опыт работы, долгое время не трудится по специальности, то его профессиональные навыки теряются. Опасно идти к хирургу, который долгие годы не оперировал. Рискованно доверять педагогу, забывшему, как нужно учить и воспитывать детей. Число подобных примеров легко может быть умножено.
Все вышесказанное прямо относится и к навыку религиозной жизни. Даже если человек привык молиться каждый день, постоянно обращаться к Богу во всех своих радостях и печалях, если он регулярно исповедует пред Ним свои грехи, воздерживается от скоромной пищи в периоды поста, в среду и пятницу, если он избрал для себя определенную область доброделания и всегда старается оказывать милосердие ближним, — то и такой человек, как будто
499
бы прочно укорененный в добродетели, отнюдь не застрахован от разрушения всех этих навыков.
Существует особая опасность, которая может по-настоящему разрушить религиозный образ жизни человека. Она исходит из той реальности, в которой все мы с вами живем. А живем мы в очень непростое время. Святые отцы даже и помыслить, представить себе не могли, что когда-нибудь наступят такие времена. Безусловно, это не означает, что святоотеческой мудрости недостает для ответов на все те вопросы, которые ставит перед нами сегодняшний день, однако отцы не писали напрямую о тех опасностях, с которыми постоянно сталкивается современный человек. Такой серьезной опасностью для сохранения религиозного образа жизни является сегодня информация.
Мы живем в мире информации. Это означает, что мы постоянно подвергаемся информационным атакам, на нас обрушивается огромное количество новостных сообщений, навязчивой рекламы, мы постоянно контактируем со многими людьми, передающими нам свои мысли, свои идеи. В древние времена тоже возникали подобные ситуации, когда появлялись мудрецы, философы, учившие на рынках, в собраниях. Но кто слышал этих философов и мудрецов? Желающие их послушать шли в те места, где такие люди выступали. Хорошо известно, что в Афинах, древнегреческой столице античного мира, было специальное место, куда мудрецы приходили, чтобы поделиться со слушателями своими мыслями. Те, кто хотел их слушать, приходил, а кто не хотел — не приходил.
Современный человек не может укрыться от мощнейших, тотальных влияний извне. В каждом доме есть телевизор, и когда мы включаем его, то погружаемся в бурный, часто мутный поток информации. Ну кто мог представить себе, что даже в спальню человека могут проникнуть сомнительные, лукавые образы, соблазны, искушения? Нынешний человек, к сожалению, не защищен от этой информационной лавины, а ведь значительная часть всего того, что обрушивается на наше сознание, несет в себе греховное начало. Ведь грех начинается в сознании человека. Еще святые отцы хорошо это подметили и говорили о греховных, злых помыслах. Помысл — это даже не мысль, это некий проблеск мысли, некий образ, воображение, некое искушение. Помысл может развиться в мысль и даже стать частью
500
нашего мировоззрения, а может и бесследно уйти из сознания. Толчок для возникновения помысла мы получаем извне, и современный человек почти не защищен от этого. Его сознание открыто для восприятия всего того, что адресует ему мир, а в этом информационном потоке очень много зла, греховных идей, мыслей, образов, соблазнов, которые способны разрушить целостность человеческой личности.
Как же противостоять этому? Представьте себе: человек стремится вести религиозный образ жизни — старается молиться, регулярно подвергать себя самоанализу, концентрировать сознание на мысли о Боге, приносить Ему покаяние в плохих мыслях, словах, делах; он начинает делать добро, окружать особой заботой престарелых родителей или тех, кто нуждается в его помощи, — соседей, коллег по работе... Но стоит ему включить телевизор, как на экране он видит утверждение совершенно других «ценностей»: никто не говорит о молитве, о необходимости делать добрые дела — вместо этого он слышит о том, что главной целью человеческой жизни является наслаждение и потребление материальных благ. И подаются эти «ценности» в соблазнительной, привлекательной форме, они будоражат сознание людей, особенно молодых, которым так хочется идти в ногу с последней модой, постоянно быть в центре этого сумасшедшего каскада быстро меняющихся идей. И в этом «беге в никуда» проводит свою жизнь значительная часть человечества.
Как же в таких условиях сохранить в себе религиозные ценности? Для этого существуют два способа, и один из них абсолютно радикальный, когда люди отказываются воспринимать современную информацию, не смотрят телевизор, не читают газет — словом, как бы воздвигают некую невидимую стену между собой и окружающим миром. Но этот способ приемлем только для единиц, и особенно не подходит он для людей в молодом возрасте. Ведь информация кроме зла несет и благо, она способствует самосовершенствованию личности, ее общему и интеллектуальному развитию. Если не будешь знать, что происходит в стране, в мире, — отстанешь от жизни, снизишь свой уровень, не сможешь успешно работать. Поэтому подавляющее большинство людей избрать такую линию поведения не могут.
Как же сохранить свою веру и свое религиозное сознание, не отгораживаясь от мира? Что вообще нужно делать для того, чтобы постоянно укреплять в себе христианские убеждения, совершенствовать
501
религиозную мотивацию поступков? Ведь только в этом случае можно критически оценивать поступающую к нам информацию, отбрасывая ненужное и сомнительное и воспринимая все лучшее и полезное. Чтобы сказанное стало возможным, человеку необходимо соответствующим образом воспитывать свой ум. Вот почему христианина на его жизненном пути помимо молитвы, доброделания и поста должна постоянно сопровождать и работа мысли. Сегодня многое из того, что происходит вокруг нас, в корне противоречит нашим убеждениям, и чтобы отразить эти прилоги, или соблазны, нужно быть очень убежденным и внутренне сильным человеком. Необходимо многое знать и уметь анализировать, нужно, чтобы праведные и благочестивые мысли стали для нас не чужими (пусть даже святоотеческими), а своими собственными. Именно поэтому мы должны неустанно работать над формированием своих христианских убеждений.
Для этого прежде всего нужно много читать. К сожалению, многие верующие люди пренебрегают этим полезным занятием или уделяют ему недостаточно внимания. Но читать крайне необходимо, особенно Слово Божие. Каждому христианину следует ежедневно прочитывать по главе Нового Завета — из Евангелия или апостольского послания. Читать нужно медленно и вдумчиво, выписывая непонятное, чтобы потом постараться найти ему объяснение. Сейчас это сделать очень легко: есть множество справочников, есть Интернет; но если все равно остаются какие-то вопросы, то всегда есть возможность прийти в храм и спросить у священника, что означает то или другое слово, та или иная мысль. Священное Писание не должно быть для нас чем-то далеким, неким древним историческим текстом, который мы слышим только в храме за богослужениями. Библия должна стать нашей настольной книгой. Следует постоянно выписывать и запоминать мысли, которые нас поразили, которые могут стать частью наших убеждений, которые имеют непосредственное отношение к нашей жизни и могут помочь нам решить какие-то жизненные проблемы или от чего-то нас оградят.
Закреплению приобретенных навыков религиозной жизни в немалой степени способствуют примеры поведения других людей, поэтому важно правильно выстраивать круг своего общения. Если ты молишься — хорошо, чтобы и друзья твои молились, если постишься — чтобы и друзья твои постились (дабы не случалось так, что встретились
502
двое: один ест колбасу, а другой — хлеб с водой). Если ты делаешь добрые дела, объединяйся с теми, кто делает то же самое, — тогда вам будет легко и радостно обмениваться мнениями, советоваться, а может, и помогать друг другу. Очень важно обращаться к образцам житий благочестивых христианских подвижников, святых; многие поколения православных верующих воспитывались на этих замечательных примерах, с детства впитывая в себя их благодатный опыт.
Чтение полезной литературы, избирательный стиль общения с людьми, правильный образ жизни — все это может сегодня помочь современному человеку оградить себя от разрушительных влияний извне, сохранить способность, критически оценивая окружающую действительность, различать добро и зло, правду и ложь. Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетие, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан?
Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное. И дай нам Бог силы и разумение идти именно по этому пути! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.