13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Рождества Христова в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (10.01.2006)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
В ХРАМЕ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ В ХОРОШЕВЕ
10.01.2005
Дорогие братья и сестры!
Празднуя Рождество по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, будем помнить, что отнюдь не силой или принуждением Бог вел людей к истине Своего учения, но, напротив, предоставил им возможность принять весть о спасении свободно и ответственно. Именно поэтому Пришествие в мир Спасителя не ознаменовалось появлением в человеческой истории некоего нового и особого центра силы, могущество которого подавляло бы все иные силы, наличествующие в природе человека. Нет, индивидуум остался свободным в выборе или отвержении слова Спасителя.
В чем же состояла новизна и необычность той системы ценностей, которую проповедовал Господь наш Иисус Христос? И почему принятие ее требовало от человека коренного изменения, всеобъемлющего преображения его жизни? Принято считать, что целью жизни является стяжание благополучия, под которым понимаются вполне конкретные вещи: богатство, обладание властью, успешная карьера. Стремление к этому в дохристианские времена почиталось делом законным, необходимым и правильным. Все языческие культы поддерживали и освящали своим авторитетом такую систему ценностей,
41
более того, даже религия Ветхого Завета не помышляла о том, чтобы бросить ей вызов.
Но с Пришествием Христа Спасителя этот мир претерпел кардинальное изменение, ибо все то, что испокон века являлось для людей наиболее желанным, все, в чем они доселе видели главную цель своего земного бытия, как оказалось, ничего не стоит в очах Божиих. Господь просто устраняет эти ценности из перспективы человеческого существования, показывая, что целью жизни является Царство Божие, которое внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Это — душевный покой, мир в Боге, чистая совесть и полнота жизни.
Господь не осуждает власть и деньги как таковые, но изъясняет, насколько тяжело спастись тому, кто господствует над другими или обладает богатством. Господь кардинально трансформирует всю систему человеческих ценностей: то, что прежде представлялось бесполезным и никчемным, на что люди просто не обращали внимания, теперь поставляется в центр нашего бытия. Более того, Христос прямо говорит, на каком пути только и возможно спасение: Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). Вдумаемся в эти слова. Мир так устроен, что человек в нем хочет добиться всего ради себя самого, в лучшем случае — во имя своих близких. А Господь призывает нас отвергнуться себя и взять крест свой, то есть добровольно отказаться от эгоистических целей и принять страдание как благо. Это трудно было понять тем, кто слушал проповедь Христа, и столь же непросто принять эти истины нынешним людям, потому что русло нашей повседневной жизни пролегает в древней языческой, дохристианской системе ценностных координат.
Спросите у человека с улицы, к чему он стремится. Вряд ли вы услышите, что он хотел бы презреть свои желания и капризы, дабы жить в Боге. К сожалению, сегодня, спустя два тысячелетия после Пришествия в мир Спасителя, массовая культура и средства информации целенаправленно культивируют и насаждают в сознании людей соблазнительный образ существования в языческой системе жизненных ценностей. И как многие не приняли Христа во времена Его земной жизни, так и ныне немало людей остаются глухи к слову Божию. Но разве войны, конфликты и всякого рода разделения, искажающие богозданный образ нашего мира, вызваны стремлением следо-
42
вать Христу? Нет, все эти конфронтации и противостояния порождаются борьбой людей за обладание властью и богатством. Поэтому все самое дурное и преступное, что совершалось в человеческой истории после великого события вочеловечения Господа, явилось неизбежным следствием человеческого греха, следствием неприятия Христа и слова Божия — в том числе и теми, кто являются по имени христианами.
Христос ясно указал человеку путь ко спасению, показав, как следует жить, чтобы обрести полноту бытия в Боге и жизнь вечную. Но внешний мир не принимает проповеди Христовой, более того, даже христиане зачастую не воспринимают сердцем призыв Господа отвергнуться себя и следовать за Ним. По воскресеньям мы приходим в храм, чтобы покаяться в своих грехах. Но, едва выйдя из храма, вновь погружаемся в круговерть повседневной жизни и с понедельника до субботы проводим время так, как будто мы и не христиане вовсе.
Что же говорить после этого об остальном мире? Разве в России или в других странах светская власть, принимая решения, руководствуется христианской системой ценностей? И вообще, являются ли эти нравственные ценности составной частью нашей жизни?
Какое же будущее ожидает род человеческий, упорствующий в неприятии Спасителя и Его учения? Конечно, о нашем спасении молится сонм святых угодников Божиих, молимся об этом и мы с вами — грешные христиане, стремящиеся слезами раскаяния омыть свой грех, веруя, что Господь по Своей милости и по Своей любви простит нам отступление от Его заповедей. Если же на основании беспристрастного анализа нашего исторического прошлого и духовного состояния современного человечества обратиться к вопросу о грядущих судьбах мира, то становится очевидным: если род людской не примет Христа со всей серьезностью, то погибнет. Третьего не дано. Евангелие есть весть о спасении, и не внемлющий ей обрекает себя на гибель. Здесь нет срединного пути: либо мы пребудем со Христом и станем строить свою жизнь в соответствии с Божественным замыслом о мире и человеке, либо погубим себя.
Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1, 23). И доныне для каждого, кто существует в языческой системе ценностей, христианская весть есть соблазн и безумие.
43
Но наш долг — проповедовать миру Христа. Проповедуй слово, настой во время и не во время (2 Тим. 4, 2), — говорит апостол Павел.
Церковь именуется апостольской, потому что ей благословлена великая миссия проповедовать весть о спасении мира и человека. Проповедниками должны быть не только епископы и священники, но каждый верующий во Христа человек, ибо на проповедь призваны все мы, весь народ Божий. Никогда не скрывайте своих взглядов, своей веры и упования — ни в трудовом коллективе, ни в общении с близкими людьми, ни в дружеском кругу. Окружающий нас мир должен быть извещен, что вопрос приятия Христа как нашего Спасителя равносилен вопросу: быть или не быть человеческому роду. Задача всех верных чад Церкви — содействовать спасению, которое Бог во Христе принес человечеству. Несмотря на нашу слабость и греховность, мы, омывая покаянием свои несовершенства, должны крепко в сердце своем хранить веру в то, что Христос есть воистину Спаситель мира, и делиться этой радостной вестью со всеми, кто готов воспринять наше слово, а также и с теми, кто еще не готов принять Господа. И да поможет всем нам в этом делании родившийся в Вифлееме Богомладенец Иисус Христос! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.