13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в понедельник Светлой седмицы в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля (25.04.2011)
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПОНЕДЕЛЬНИК СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ В ПАТРИАРШЕМ
УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
25.04.2011
Ваше Высокопреосвященство1! Ваши Преосвященства2! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Всех вас еще раз сердечно поздравляю с великим и мироспасительным праздником Воскресения Христова — Пасхой Божией! Христос Воскресе!
Эти слова, звучащие 2000 лет, отражаются в нашем разуме и в нашем сердце, и когда мы отвечаем «Воистину Воскресе Христос!», мы исповедуем нашу веру. И это не обычай, не просто человеческая традиция, не часть национального фольклора — это исповедание веры. За эту веру умирали мученики, люди отказывались от всего, что только имели в мире. Ее хранили как самую драгоценную жемчужину, потому что пока вера живет в сердцах людей, существует род человеческий. Ведь если мы разуверимся в том, что Христос воскрес, а значит, в том, что Он спас род человеческий, то спасение, принесенное Христом, не будет действовать в роде человеческом, потому что Бог никого не спасает силой. Мы должны добровольно исповедовать веру
1 Архиеп. Истринский Арсений.
2 Епископы Красногорский Иринарх, Бронницкий Игнатий и Звенигородский (ныне — Салехардский и Ново-Уренгойский) Николай.
229
и принимать благую весть в свое сердце — только тогда искупительный подвиг Господа и Спасителя, последствия Его Голгофской жертвы становятся силой, спасающей каждого из нас.
Спасение — это и есть блаженство. Но не то блаженство, представление о котором сегодня внедряется в сознание современного человека как наслаждение только внешними, материальными благами, как их безудержное потребление, как забота о комфорте и удовольствиях, в том числе и чувственных. Блаженство есть полнота жизни; говоря современным языком, это внутренний баланс между духовным и материальным, это интенсивная внутренняя интеллектуальная и духовная жизнь, это способность видеть и понимать красоту Божиего мира. Но самое главное — это способность и возможность вместе с Богом участвовать в совершенствовании этого мира, то есть принимать такие решения, совершать такие деяния, которые не разрушали бы человеческую личность, не разрушали Божиего творения, но, поддерживаемые Божественной благодатью, возвышали это творение.
Блаженство — это удовлетворение от того, что ты делаешь и как мыслишь; от отношений, которые складываются с людьми; от состояния общества, народа, государства, всей человеческой семьи. Это величайшая ценность, которая выкристаллизовывается здесь, в земном мире, но которая, по замыслу Божию, не исчезает с нашим физическим старением, дряхлением и, наконец, смертью. Душа вырывается к Богу, неся в себе всю эту память таинственным, непостижимым для современной науки образом. Вместе с душой все то, что мы совершили в этом мире, переходит в вечность. Поэтому, когда мы говорим: «Воистину Воскресе Христос!», мы отождествляем себя с миропорядком, замысленным Богом, а не с языческим, разрушительным и не имеющим никакой жизненной перспективы блаженством, ибо всякое безудержное удовлетворение личных или коллективных вожделений несет страдания другим людям, ведет к истощению ресурсов, разрушению среды обитания.
Мы верим, что Господь воистину воскрес, и потому мы вместе с Ним. Мы обязуемся продолжать Его дело, каждый в меру своих сил, — священнослужители на месте своего служения, миряне там, где им судил быть Господь. И чем выше положение — тем больше должна быть ответственность, тем зорче должен быть взгляд, тем больше
230
следует употребить усилий, чтобы прозревать подлинную перспективу человеческого бытия.
Дай Бог каждому на своем месте: и большим, и малым, и знатным, и неизвестным, и богатым, и бедным — быть вместе со Христом, а через Него — друг с другом, ибо нет другой столь высокой человеческой мотивации к тому, чтобы быть вместе. Всякие другие мотивации человеческой солидарности — скоропреходящи. Подлинную мотивацию к тому, чтобы быть вместе, мы обретаем тогда, когда мы вместе со Христом. И тогда на праздничный возглас «Христос Воскресе!» мы отвечаем: «Воистину Воскресе Христос!» Аминь.
231
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.