Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великой вечерни в праздник Светлого Христова Воскресения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (24.04.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ
В ПРАЗДНИК СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

24.04.2011

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Христос Воскресе!

В первый день Святой Пасхи на вечернем богослужении, которое только что завершилось под сводами кафедрального Храма Христа Спасителя, читается Евангелие об уверении Фомы — о том, как апостол Фома сначала не поверил в Воскресение Спасителя (Ин. 20, 24-25).

Удивительным образом это неверие Фомы продолжается на протяжении всей человеческой истории. Если даже апостол, который был так близок Спасителю, видел Его чудеса, слышал Его пророчество о тридневном Воскресении, не поверил; если не поверили другие апостолы, о чем свидетельствует последняя глава Евангелия от Матфея, где рассказывается о том, как по призыву Воскресшего ученики пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (Мф. 28,16-17). Значит, не один Фома — и иные усомнились...

Почему же одни принимают веру так радостно и сохраняют ее на протяжении всей жизни, более того — готовы отдать за нее эту жизнь (ведь среди прославленных святых больше всего мучеников и исповедников, то есть тех, для кого вера была так дорога, что даже страх смерти не мог ее победить), — а другие не верят? Наверное, ответ кроется в словах, которые несколько позже скажет апостол Фома: Если... не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Спасителя, не поверю (Ин. 20, 25).

Человек постоянно проверяет приходящую к нему извне информацию фактами и собственным опытом. Однако доказательства веры

1 Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

226

 

 

лежат вне опыта земной, физической жизни, потому что Сам Бог — вне этой физической жизни. У нас нет опыта физического лицезрения Бога или созерцания потустороннего мира. Мы не можем этого «пощупать», и исходя из простой человеческой логики, — доказательств веры не существует.

Многие люди не верят в Воскресение Спасителя, да и в само Божественное начало жизни тоже. Но почему же другие верят? Разве их убеждает некая логика евангельского повествования? Или их убеждают положения православного богословия, православной философии? Убеждают ли эти богословские выводы всех нас — тех, кто сегодня стоит в Храме Христа Спасителя? Или тех, кто наполнял храмы в пасхальную ночь? Да многие даже не знают этого богословия! Почему же мы верим? Да потому, что имеем опыт — опыт не физический, а духовный, опыт прикосновения к Божественному миру. Мы знаем, что в ответ на молитву Бог нам отвечает. А если бы Он перестал отвечать, если бы исчез контакт с Богом, то молитва стала бы невозможной.

Я каким-то особым образом почувствовал это сегодня, когда был в Институте детской онкологии. Я видел удивительные лица страдающих детей, видел веру в их глазах. Достаточно один раз увидеть, как ребенок смотрит на икону, как он берет благословение, с какой сильной верой он слушает то, что ты ему говоришь, — и всякая логика физического мира отступает: ее нет, она поглощается логикой духовного бытия. Сила духовного опыта куда убедительнее силы опыта физического, и именно на этом опыте соприкосновения с Божественным и основывается наша вера. Как важно сегодня, когда многие люди не способны мыслить вне физических категорий, когда знания о мире ограничиваются только физическими параметрами бытия, помогать людям открывать духовную перспективу жизни!

Я благодарю Вас, владыка, что Вы напомнили о великом призыве Спасителя, обращенном к апостолам, — идти и учить (Мф. 28,19). Наступило время, когда этот наказ Господа мы должны выполнять с особой целеустремленностью и особой силой.

Кто-то может спросить: почему? Ответ будет такой: мы в нашей стране, да и на всем пространстве исторической Руси еще относительно недавно жили в условиях безбожия, и очень многие люди на собственном опыте поняли, насколько страшно жить без Бога. Многие

227

 

 

наши поражения косвенно свидетельствовали о том, что без Бога человек не может достичь тех целей, которые ставит перед собой. Но вот в стране начался массовый поворот людей к вере. Когда удивленные иностранцы спрашивали, что у нас происходит, почему так много людей приходят в Церковь, мы отвечали: люди приходят в храмы, потому что по опыту знают, насколько страшна жизнь без Бога.

С тех пор прошло уже более двадцати лет, подрастает новое поколение, которое не знает той жизни. Нынешняя молодежь не знает, что такое жизнь в обществе, из которого изгнана вера. Она не знает, что такое посещать храм, рискуя карьерой, зарплатой, очередью на квартиру. Она ничего этого не знает, она привыкла к современной жизни и ссылки на то, что жить в атеистическом обществе плохо, для них уже не убедительны.

Но ведь именно это поколение придет на наше место. От них будет зависеть будущее Церкви, страны, а может быть, и рода человеческого, ибо велика роль в мире и России, и других стран, на которые простирается попечительство Русской Церкви. Именно поэтому сегодня особая наша забота должна быть о людях молодых — хотя, конечно, не только о них. Мы должны помочь им увидеть и понять духовную перспективу жизни, почувствовать красоту и силу веры, способной изменить человеческую жизнь. Подрастающее поколение должно знать, что Церковь — это не только красивые обряды и сверкающие ризы, Церковь — это община спасаемых Богом людей, это место, где человек вступает в прямое общение с Богом и от Бога обретает великую силу жить по Его правде.

Вот почему призывы Архиерейского Собора усилить наше служение миру через проповедь, через евангелизацию, через миссию, через научение не являются чем-то новомодным, но проистекают из слов Спасителя, которые мы сегодня вспоминаем, и имеют особую актуальность именно в контексте нашей современной жизни.

Приветствуя московское духовенство, я хотел бы сказать вам, дорогие братья: во многом от вас, от вашей веры, вашей ревности, вашей способности искренне, дерзновенно совершать великое священническое служение, крестить и проповедовать, нести слово Божие молодым и старым зависит то, насколько вся наша Церковь исполнит призыв, что был обращен Господом к Своим ученикам.

228

 

 

Пасха дает нам великие духовные переживания, которые являются несомненным основанием нашей веры. Я желаю всем нам обновить свое призвание, укрепить свои убеждения и твердо идти по пути духовного возрастания, приобретая тот опыт веры, который невозможно будет сокрушить никакими соблазнами мира сего и который станет прочным основанием того миробытия, которое Бог заповедал нам.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.