Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Вступительное слово на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви (6.02.2012)

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

6. 02. 2012

 

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета!

У нас сегодня достаточно насыщенная повестка дня, и я хотел бы в преддверии нашей дискуссии сказать несколько слов.

350

 

 

Одними из главных вопросов будут планы работы и отчеты синодальных учреждений. Этот вопрос мы из повестки дня Священного Синода с его соответствующей санкции перенесли в повестку дня Высшего Церковного Совета, потому что именно здесь может возникнуть более компетентная дискуссия относительно текущей работы наших учреждений. Кроме того, само слушание отчетов вводит весь Высший Церковный Совет в проблематику того, что происходит в каждом из наших синодальных учреждений, что, собственно говоря, тесно связано с самой сутью Высшего Церковного Совета, который является координирующим органом в работе всех синодальных учреждений.

Очень важно, чтобы наши с вами планы не становились просто планами ради «галочки», некоей формальной схемой, — необходимо, чтобы в этих планах высвечивалась система приоритетов. Я думаю, для всех нас очевидно, что Церковь становится ныне более открытой обществу, вовлекаясь в те проблемы, которые волнуют сегодня человека. А ведь нельзя не стремиться к этому, потому что мы говорим о них не с какой-то специальной позиции, будь то политическая, экономическая, — мы рассматриваем все, что происходит со всеми нами, с пастырской точки зрения. Практически все, что происходит в обществе, имеет отношение к спасению людей: происходящее либо содействует росту человеческой личности, либо разрушает ее, ведет к ее деградации. Поэтому все это имеет непосредственное отношение к главной задаче Церкви — служить делу человеческого спасения, обретению полноты человеческого бытия. Я думаю, что наши планы, которые, конечно, будут касаться совершенно конкретных вопросов, одновременно должны быть выстроены в перспективе самой главной озабоченности Церкви — пастырской озабоченности о жизни современных людей. А преломляться эта озабоченность должна в конкретных программах, в соответствии с теми профилями, которыми занимаются наши синодальные учреждения.

Вторая тема, которую мы должны тщательно изучить, — это Рождественские чтения.

Рождественские чтения проводятся ровно столько лет, сколько возрождается наша Церковь, это одно из первых начинаний, связанных с необходимостью широкого обсуждения церковной повестки дня. С каждым годом эти замечательные собрания набирают обороты, расширяется повестка дня, дискуссия становится более серьезной. Тем не менее, когда мы достигаем какой-то точки, когда нам кажется, что это и есть

351

 

 

настоящий успех, — именно с этой точки и открываются слабые места. Думаю, у нас есть некоторые слабые места, в том числе связанные с Рождественскими чтениями.

Совершенно очевидно, что Рождественские чтения — это объединение огромного количества людей небезразличных, вовлеченных в жизнь Церкви. И самый главный вопрос, который мы должны сегодня с вами обсудить: а что же происходит в результате Рождественских чтений? Это то, что меня очень сильно заботит в течение по крайней мере трех лет. Публикация, обычно с запозданием, соответствующего тома трудов — и всё?

Конечно, Рождественские чтения как форум, как обмен мнениями — это уже полезно: люди слушают друг друга, чему-то учатся, имеют возможность высказать свою точку зрения. Но что это означает для текущей жизни Церкви? Как мы можем инкорпорировать лучшее, что было высказано на Рождественских чтениях, в нашу реальную повестку дня?

Поскольку Рождественские чтения называются образовательными, хотя их тематика гораздо шире, чем просто образование, нам нужно в очередной раз подумать о том, что Церковь еще может сделать, участвуя в общенациональных дебатах, касающихся российского образования.

Самая большая озабоченность, которая возникает в связи с обсуждением образовательных проблем, связана с вопросом формирования личности: может ли школа полностью отстраниться от того, чтобы воспитывать человека, — как это происходит сегодня, за редчайшими исключениями. Есть специфические учреждения — православные гимназии, кадетские и казачьи корпуса, где действительно вместе с образовательной задачей решается и воспитательная, но ведь это капля в море по отношению к тому, что происходит сегодня в нашем народном образовании (если использовать исторический термин, которым мы описывали систему образования в нашей стране). Народное образование должно служить интересам народа, интересам личности. Образование должно формировать человека. Отсутствие этих ориентиров в системе образования сегодня приводит к тому, что на выходе мы имеем человека, мировоззренчески никак не ориентированного. При этом чаще всего у людей, которые заканчивают какой-нибудь образовательный курс, невероятно развивается самомнение, что легко прослеживается даже в дискуссиях, которые возникают в блогах. У людей отсутствует чувство самокритики, потому что их никто не корректирует. Я нередко употре-

352

 

 

блял такое сравнение, что очень хорошим образовательным потенциалом обладают ученые советы, на которых никто никого не воспитывает, но здесь, на ученом совете, нельзя сказать глупость, нельзя сказать первую мысль, которая придет в голову, потому что коллеги сразу поправят — в мире науки не допускается пустословие, а если ученый говорит пустые слова, он теряет авторитет в научном сообществе.

Сегодня наше медийное пространство, дискуссионное пространство почти целиком заполнено этими пустыми словами, и среди огромного количества шумов трудно различить реальные сигналы. И чем больше человек производит шума, тем больше ему кажется, что он значимая личность. Все это происходит от отсутствия мировоззрения, от отсутствия ценностной ориентации. Поэтому вопросы воспитания, связанные в том числе с нашим национальным образованием, церковным образованием, должны быть одними из первых в повестке дня.

В связи с Рождественскими чтениями сегодня мы еще раз можем поговорить и на тему образования.

И наконец, 2012 год, в который мы вступили, — год великих юбилеев. Я хотел бы, чтобы сегодня мы поговорили о том, что они означают для нашей Церкви, для нашей страны, и какой вклад в подготовку и проведение этих значимых юбилеев мы можем привнести.

Такова повестка дня, и я призываю всех нас к очень дисциплинированной работе, выступления должны быть достаточно краткими, концентрированными, с тем чтобы мы могли уложиться в разумное время и с успехом завершить нашу работу.

Спаси, Господи!


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.