Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день третьей годовщины интронизации в Храме Христа Спасителя г. Москвы (1.02.2012)

СЛОВА В ДНИ ГОДОВЩИН СЛУЖЕНИЯ

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ТРЕТЬЕЙ ГОДОВЩИНЫ ИНТРОНИЗАЦИИ
В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

1.02.2012

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Владимир1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, братья, матушки игумении и сестры! Братья и сестры, народ наш православный!

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка, за оглашение приветствия от имени Священного Синода и всей Полноты Русской Православной Церкви, в котором в кратких словах описано то, чем является или должно быть патриаршее служение. Действительно, я вспоминаю слова, сказанные мной после интронизации, о том, что

1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский (ныне на покое), огласивший поздравительный адрес Его Святейшеству от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви и преподнесший список Казанской иконы Божией Матери.

2 Митрополиты Минский и Слуцкий Филарет (ныне Почетный Патриарший экзарх всея Беларуси), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Астанайский и Казахстанский Александр, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Одесский и Измаильский Агафангел, Ростовский и Новочеркасский Меркурий; собор иерархов Московского Патриархата.

Предстоятелю Русской Православной Церкви также сослужили: митр. Зугдидский и Цаишский Герасим (Грузинская Православная Церковь), еп. Карпасийский Христофор (Кипрская Православная Церковь), представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле митр. Киринский Афанасий (Александрийская Православная Церковь), архиеп. Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь).

3

 

 

в центре патриаршего служения — крест. Тогда я мог сказать эти слова, впитывая некий исторический опыт, взирая на подвиг своих предшественников, а сегодня совершенно сознательно могу сказать то же самое, опираясь на опыт трех прошедших лет, и, может быть, добавить к образу креста что-то еще.

В силу того высокого духовного положения, которое Патриарх благодатно, исторически и канонически имеет на всем просторе Русского мира, исторической Руси, Русской Православной Церкви, он является неким средоточием, воспринимающим все сколь-нибудь значительные сигналы, исходящие от народа, от Церкви, от людей известных и неизвестных, от власть имущих и безвластных. А поскольку время, которое мы сегодня переживаем, есть время тревожное, то все эти сигналы исполнены боли, тревоги, скорби и все они концентрируются в сердце Патриарха. Наверное, ни один врач не сможет понять, как сердце может выдерживать такое, не нарушая своего физического ритма. Ответ простой, для всех нас ясный, но непонятный большинству людей, далеких от веры: все это совершается силой благодати Божией.

Есть два способа реагировать на все воздыхания, скорби, на сигналы, иногда очень тревожные, исполненные драматизма, а иногда радостные, но также исполненные огромной энергии. Есть два способа защитить себя от этих сигналов, от этого направленного действия человеческой энергии — и доброй, и злой. Можно защитить себя безразличием, стенами своей резиденции, упорядоченным образом жизни, продолжительными отпусками, лечением и всем тем, что, наверное, даже было бы понято людьми. Можно защитить себя и внутренним безразличием ко всему внешнему. Но тогда не будет патриаршего служения и Патриарха не будет — будет лишь внешний образ, пустоту которого люди очень скоро почувствуют. А другая модель поведения — это открывать свое сердце навстречу всем этим радостным и скорбным, тревожным, сокрушающим душу энергетическим потокам со всех необъятных просторов Святой Руси. Тогда никакого сердца, конечно, не хватит, — не хватит, если рядом не будет стоять Господь.

И потому, может быть, самое главное дело Патриарха — это молиться. Возможно, я не смог так ясно сформулировать эту мысль три года назад, но, пройдя крестным путем трехлетнего служения, я сегодня со всей ответственностью говорю: главное дело Патриарха — молиться и в своей молитве обращаться к Богу со всеми скорбями и воздыханиями

4

 

 

народа православного, поручая и себя, и Церковь Его водительству, Его мудрости, Его силе. И тогда происходит чудо: Господь вдруг дает успокоение, ясность мысли, трезвость оценки, вразумляет к тому, что, когда и как сказать. Поэтому служение Патриарха есть прежде всего служение Предстоятеля — Предстоятеля Церкви и народа пред Богом.

Я просил бы всех вас, мои дорогие собратья, архипастыри, пастыри, монашествующие, сознавая это самое главное измерение патриаршего служения, разделять вместе со мной молитву о всей Святой Руси, о великом наследии князя Владимира, наших великих предков. Я призываю сегодня всех вас соучаствовать в моих молитвах о России, проходящей через очень ответственный и непростой этап своего развития. Давайте объединим все силы. Православные люди не умеют выходить на демонстрации — они стоят к Поясу Пресвятой Богородицы, — и если бы Пояс находился здесь не месяц, а полгода, то не три миллиона, а сорок или пятьдесят миллионов стояли бы в этой очереди. Мы это точно знаем, потому что мы живем в православной в большинстве своем стране. Эти люди не выходят на демонстрации, их голосов не слышно, они молятся в тиши монастырей, в келлиях, в домах, но они переживают всем сердцем то, что происходит сегодня с нашим народом, проводя в своем сознании ясные исторические параллели с беспутством и беспамятством предреволюционных лет, с разбродом, шатанием, разрушением страны в 1990-х годах.

Наша сила в молитве, и если мы все вместе будем сегодня молиться обо всей Святой Руси, о нашей России, о Церкви, то Господь приклонит милость. Не силой, а Божественной правдой и благодатью Господь в один день прекратил все гонения на Церковь и изменил течение истории нашего народа. Верим, что точно так же во мгновение Бог может вразумить и укрепить наш народ в желании идти по тому пути, который будет содействовать духовно-нравственному возрастанию личности и общества, развитию национального самосознания, базисных ценностей в жизни нашего многонационального народа.

Помимо молитвы, мы также должны быть бдительны — и сегодня я призываю всех вас к такой бдительности: умейте различать духов (1 Кор. 12,10), помните, что самый громкий крик, самые пронзительные слова не всегда являются правильными, верными и честными. Так не раз соблазнялся наш народ в течение последних ста с небольшим лет. Наша сила в молитве, в духовном подвиге, потому что в глубине этого подвига нам открываются Божия правда и Божий замысел, в том числе

5

 

 

и об Отечестве нашем, о Святой Руси. Мы прозреваем этот замысел и, соединяя своими трудами и молитвами Божественную силу с человеческими усилиями, становимся способными влиять на течение истории.

Да пребывает благословение Божие сегодня со всем народом нашим, народом исторической Руси, народом современной России и с Церковью нашей! Пусть сила нашей молитвы приклонит благодать Божию, которая испепелит всякую ложь и неправду, всякий соблазн и всякую скверну. Господь всегда так поступает, — и мы знаем, что все обольстители, соблазнители, провокаторы всегда наказывались Богом. Мы не просим их наказания — мы просим укрепления тех, кто своей жизнью, молитвой, трудами способен противостоять человеческому злу, человеческой лжи и неправде.

Я благодарю всех вас, мои дорогие, за сегодняшнюю молитву. Я благодарю архиереев нашей многонациональной Церкви — тех, кто трудится в России, на Украине, в Беларуси, Молдове, Казахстане, странах Средней Азии, странах Балтии, всех, кто приехал из дальнего зарубежья, всех, кто представляет собой великую духовную общность людей, объединенных купелью Крещения в Днепре. И да поможет нам Господь возрастать как Церкви от силы в силу (Пс. 83, 8)!

Вы были правы, владыка, когда только что сказали, что нет сейчас административных притеснений. Мы все наслаждаемся свободой — такой, какой не было за всю историю Русской Церкви. Мы сами определяем то, что нужно Церкви, и никто не вмешивается в принятие решений церковными Соборами, Синодами или иерархами. Эта свобода дана нам как некая передышка, и мы должны быть готовы к тому, что в будущем что-то может измениться. А потому призываю всех вас, мои дорогие, — прежде всего владык, отцов, матушек игумений, братьев, сестер, — призываю всю Церковь: не теряйте времени, стройте храмы, воспитывайте детей, воспитывайте новое поколение духовенства, входите во все сферы общественной жизни, несите христианское послание миру. Мы сейчас имеем такую возможность и надеемся, что это позволит нашему историческому Отечеству восходить от силы в силу, возрастать как в духовном отношении, так и в плане материальном. Будем помнить, что расточать нынешнее время мы не вправе! Именно поэтому сегодня создаются новые епархии, открываются новые приходы, открываются новые возможности для формирования корпуса духовенства XXI века, нового монашества, которое, впитывая великие святоотеческие традиции, будет нести весть о Христе, о человеческом спасении, о пре-

6

 

 

ображении человеческой личности — в том числе и через подвиг самоограничения в столь непростых условиях нынешнего развращенного века.

Будем просить Господа, Его Пречистую Матерь, всех святых, в земле нашей просиявших, чтобы приклонил Господь милость Свою к исторической Руси, к современной России, к Церкви нашей и к каждому, кто с верой и надеждой обращает свое слово и мысль к Богу, прося Его соучастия в своей собственной жизни! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.