Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Страстная неделя. Предсказание о разрушении Иерусалима и кончине мира

Каждый день Страстной недели, последней в жизни Иисуса Христа, отмечен каким-нибудь особенным, важным событием. Начальные три дня недели Господь учил в Иерусалиме, обращая Свои бессмертные слова к народу и ко властям иудейским.

В первый день Господь, указуя на римский динарий, учил о необходимости воздавать кесарево кесарю, а Божие — Богу.

Во второй день Спаситель, адресуясь к правителям иудейского народа — фарисеям и книжникам, грозно осудил их лицемерие. Слово Господа было исполнено такой силы и гнева, что иудейское общество испытало настоящее потрясение. Христос уподобил вождей фарисеев «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23. 27).

Обличая власть имущих, Господь судил о лицемерии как о наиболее отвратительном свойстве дурного правления. Ибо лицемерие есть греховное расхождение между словами и делами; применительно к власти — это обман народа. Лицемерие чревато самыми губительными последствиями как для общественной, так и для частной жизни людей. Вот почему так негодовал Иисус против порока власти книжников и фарисеев.

Во вторник произошло и другое важное событие:

«...Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24.1-2).

Можно представить себе, какое удивление и смятение вызвали эти слова у учеников. Благоденствующий столичный город, грандиозное сооружение храма — главной святыни еврейского народа, и вдруг Учитель возвещает нечто непонятное и страшное: разрушение и

304

 

 

запустение всего, что ныне они зрят в расцвете и непоколебимости.

Но не прошло и сорока лет, как предсказанное Спасителем совершилось в полной мере. При императоре Тите римские легионы вошли в Иерусалим и до основания разрушили его. А около 130 года, при римском императоре Адриане, Иерусалим прекратил свое существование и был восстановлен уже как римский город под новым именем Элия Капитолина. Это удивительное исполнение пророчества Спасителя не может не вызвать доверия ко всему иному, что прорицает Он о грядущих временах.

Непосредственно вслед за предсказанием о разрушении Иерусалима Спаситель говорит о кончине мира: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24. 3—13).

305

 

 

Этими словами Господа нам сообщаются некоторые признаки конца истории и Его страшного и славного Второго Пришествия.

Итак, прежде всего явятся лжехристы и лжепророки, которые под видом религиозного учения станут сеять ложь и совращать людей с пути истины, улавливая их души в тенета погибели. Появление таких лжеучителей будет свидетельствовать об упадке нравственного состояния человеческого общества последних времен. Ибо если общество безразлично к истине, то наравне с нею оно готово принять и то, что ей враждебно. При этом общество, пребывающее в нравственном оскудении, будет считать своим долгом защиту любого, даже заведомо ошибочного и опасного, учения, любой разрушительной доктрины.

Но нравственно здоровое общество отвергает ложь. Может ли человек, постоянно лгущий, делающий гадости ближним или иным способом вносящий дисгармонию в жизнь окружающих, найти свое место в нравственно здоровой среде? Конфликты с ним будут происходить прежде всего потому, что нравственно здоровая среда отторгает морально уродливое, ущербное, нечистое. То же и в обществе. Здоровое общество способно оттолкнуть от себя порочное начало, а нравственно больное принимает заведомые ложь и обман.

Затем умножатся «войны и военные слухи», «восстанет народ на народ, и царство на царство». Суть войны — уничтожение, разрушение, смерть, небытие. Война есть одно из максимальных выражений зла, горя и страдания. По всей вероятности, современникам Христа трудно было вообразить себе войну, в которой сражаются не армии, а целые народы. Но людям XXI века, знающим об ужасах двух мировых войн, это достаточно понятно. И для современного человека нет ничего невероятного в допущении возможности истребления всей цивилизации посредством оружия массового уничтожения.

Также умножатся голод и мор — то есть произойдут массовые эпидемии. При каких же обстоятельствах эпидемия может стать глобальной катастрофой, угрожающей существованию человечества? В первую очередь в условиях экологической нестабильности, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов и ослабления физического здоровья человека. Слушатели Христа и вообразить себе не могли, каких масштабов способны достичь голод и мор на земле. Но мы, вышедшие из XX века, наученные собственным печальным опытом, вполне отчетливо представляем, сколь велики могут быть страдания человечества, вызванные экологическими катастрофами. Все эти бедствия не зависят от воли человека, однако природный катаклизм может быть приближен или удален — в зависимости от нравственного состояния человека.

Ведь когда мы загрязняем окружающую среду, разжигаем войны, лжем и упиваемся грехом, то утрачиваем присущее нам нрав-

306

 

 

ственное чувство. Человек обращается в зверя, которому все дозволено и который способен погубить не только себя, но и весь род людской. Именно поэтому и говорит Господь, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь».

Зло изменчиво и динамично, оно возрастает, развивается и совершенствуется, но его апогеем и высшей целью всегда остаются уничтожение, смерть, небытие личности, семьи, общества, государства, человеческой цивилизации. Зло не может быть побеждено при помощи зла — ни в масштабе всего мира, ни в масштабе отдельной личности. Как говорит преподобный Пимен Великий (ок. 340—450), «зло не уничтожает зла, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу». Единственной силой, что еще способна противостоять смертоносности зла, являются добро и любовь. Но если по причине торжества беззакония отступят и они, то злому началу не будет преграды, и оно без сожаления истребит человеческую цивилизацию. И наступит конец.

Апостол Павел говорит: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2. 7). Многие пытаются понять: что же такое «удерживающий теперь»! Слово Божие наделяет нас ясным пониманием того, что «удерживающий» есть добро, здоровое нравственное чувство, любовь, пребывающие в сердце человека.

Итак, все катаклизмы — предвестники конца света — имеют первопричину в человеческой личности. От нас зависит, приблизим мы конец света или отдалим его. Нравственное чувство, добро и любовь — вот непременные условия выживания нашей цивилизации. Об этом предостерегал и этому учил род человеческий Господь в последние дни Своей земной жизни.

307


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.