13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Исход евреев из Египта. Десять заповедей
Итак, заступлением Божиим сыны Израилевы освободились из египетского плена. Но вслед за тем фараон спохватился и бросился в погоню. И тогда на берегу Красного моря (ученые-библеисты определяют это место как северную часть нынешнего Суэцкого залива или берег одного из прилегающих солончаковых озер) Бог явил еще одно удивительное чудо. Конница фараона почти настигла беглецов, дальнейший путь которым преграждала водная стихия. Скорая гибель представлялась им неминуемой. И возроптали евреи на Моисея, говоря: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14. 11).
И тогда Моисей, с молитвой обратившись к Богу, простер свою руку над морской гладью. И совершилось невозможное: налетел сильный ветер, и под его дуновением воды расступились, образовав проход между волнами. Израильтяне устремились вперед и преодолели водную преграду «невлажными стопами». Тогда Моисей опустил руку — и воды снова сомкнулись, поглотив преследователей. В этом историческом событии — чудесном избавлении беглецов от возможного истребления — содержится некий скрытый символ, который мы обнаруживаем в христианской гимнографии, связывающей этот эпизод с Рождеством Христовым и Приснодевством Матери Божией. События и образы Ветхозаветной истории переплетаются с новозаветными и отражаются друг в друге.
После этого Израиль странствует в Синайской пустыне. Моисей не ведет евреев в Палестину самым коротким путем: он блуждает по Синаю, и это кочевье длится сорок долгих лет. В течение этого времени Израиль неоднократно убеждался: всякий раз, когда народ являл свою веру в истинного Бога, исполняя Его волю, он получал благословение, помощь и спасение. Так было, когда евреи лишились воды в пус-
70
72
тыне и Моисей чудесным образом сотворил источник и напоил жаждущих. Так было и тогда, когда исчезла всякая пища. И снова возроптал народ, и снова возвысил свой голос, обращаясь к Моисею: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх. 16. 3).
И, устрашенные призраком голодной смерти, скитальцы были готовы вернуться в рабство. Но Моисей вел их вперед. И Бог помогал ему накормить спутников, когда исчезала пища, и напоить, когда исчезала вода. И всякий раз наказывал народ, забывающий своего Бога и уклоняющийся от путей Его.
Ключевым событием, произошедшим на Синае, стала встреча Моисея с Богом на горе Хорив. Приведя народ к ее подножию, Моисей оставил здесь своих спутников, расположившихся станом, а сам поднялся на вершину. Моисей не видел лика Божия, но Бог оставил ему камни-скрижали, на которых были начертаны слова нравственного закона. Бог повелел передать этот закон народу, чтобы тот жил по нему.
Если с Авраамом Бог установил завет-союз на основе веры и послушания, то на горе Хорив произошло событие более значительное: Бог раскрыл Моисею нравственное содержание этого завета-союза. Авраам получил от Бога принципы веры и послушания; Моисей — их конк-
72
ретное смысловое наполнение. Через Моисея Бог дал людям заповеди — нравственные законы, исполнение которых означало сохранение верности Творцу и завету с Ним.
Первая заповедь гласит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
И вторая заповедь: Не делай себе кумира...
Третья: Не произноси имени Господа,
Бога твоего, напрасно...
И четвертая: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему...
И пятая заповедь:
Почитай отца твоего и мать твою [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
И далее: Не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Последняя заповедь о зависти очень образна и вместе с тем предельно конкретна: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20.2—17).
73
Эти нормы являют собой содержание того нравственного закона, который Бог вложил в человеческую природу. В них выражен смысл Ветхого Завета.
Дарование закона совершилось во время переселения израильтян из Египта, примерно за 1250 лет до Рождества Христова. Таким образом, более трех тысяч лет назад, на раннем этапе цивилизации, к человеку уже предъявлялись самые высокие нравственные требования. Объяснить появление подобных нравственных идей влиянием среды, как это пытаются делать нерелигиозные люди, невозможно — настолько они выпадают из общего культурного контекста эпохи. Напротив, естественными в те времена скорее представлялись борьба без правил за собственное благополучие, утеснение слабого. И почему, казалось бы, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать имущества ближнего, если подобного рода поступки могут изменить к лучшему материальное или социальное положение, подарить чувственное наслаждение?
В условиях господства подобных нравов и поведенческих стереотипов появление столь возвышенной этической системы свидетельствует о Божественном, явно не человеческом ее происхождении. Действительно, в наименее благоприятных социальных, исторических и культурных условиях неожиданно возникает нравственная система, ценности которой вечны и универсальны, едины для всех времен и всех обществ. Свет этих бессмертных моральных истин освещает древнюю историю Ветхого Завета и через Новый Завет достигает нашей с вами жизни. Основные принципы человеческой морали, на которых покоится здание современной цивилизации, в том числе и ее правовая система, своими корнями уходят в те десять заповедей, которые Бог даровал Моисею на горе Хорив.
Моисей принял скрижали завета и, сошедши с вершины, нашел народ свой пребывающим в прелести и искушении. В продолжение тех
74
сорока дней, что Моисей был в общении с Богом, сыны Израилевы, оставшиеся без своего возглавителя, решили создать себе рукотворного бога. Из золота своего отлили они тельца — изображение теленка — и стали поклоняться этому идолу как истинному Богу. Вознегодовал Моисей, когда узрел страшную картину богоотступничества. И в знак горя и неприятия великого греха своего народа разбил каменные скрижали, на которых были начертаны бессмертные глаголы Божественного закона.
Племя Авраамово было наказано Богом, но не оставлено Им. Дальнейшая история Исхода, как и вся Священная история Ветхого Завета, вновь и вновь подтверждает нам один и тот же непреложный факт: Бог спасает нас, когда мы живем по Его закону, и прощает наше прегрешение, если мы искренне в нем раскаиваемся.
75
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.