Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского в храмепамятнике во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы, 1. 08. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ХРАМЕ-ПАМЯТНИКЕ ВО

ИМЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ
ПОБЕДОНОСЦА НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ г. МОСКВЫ
1. 08. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец настоятель2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы празднуем память святого преподобного Серафима Саровского, дивного угодника Божиего, образ которого, несмотря на его физическую немощь и даже уродство, является столь притягательным для всех последовавших за ним поколений не только в России, но и во многих других странах мира.

Обычно идеалом считается сильный, красивый, удачный, имеющий власть человек. Именно такого героя современная культура, а чаще всего псевдокультура, и предлагает в качестве эталона, идеала. Как много таких красавцев, которые умеют всякое возражение в свой адрес пресекать насилием, которые не останавливаются ни перед какими нравственными угрызениями совести, угождая своей плоти, которые действительно достигают в этом мире и богатства, и власти. Сколько таких! Но разве можно сказать о них: это мой идеал? Может быть, и есть какой-то ограниченный круг людей, которые благоговеют перед историческими личностями, не отличавшимися высотой духовной жизни. Но ведь таких людей абсолютное меньшинство, о котором даже и не стоит говорить, их число ниже всякой статистической погрешности. А этого внешне уродливого, согбенного, слабого старца почитают миллионы! И не только преподобного Серафима, но и всех, кто вошел в сонм мучеников, преподобных богоносных отцев и мужей, прославленных Церковью.

В дни памяти преподобных читается апостольское чтение из Послания к Галатам (Гал. 5, 22 — 6, 2). Оно всем хорошо известно, ведь мы

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский Иларион; архиеп. Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Солнечногорский Сергий, Наро-Фоминский Иоанн.

2 Прот. Серафим Недосекин.

299

 

 

часто поминаем святых преподобных и поэтому много раз слышали этот отрывок. Наверное, каждый церковный человек знает его наизусть. Мне приходится часто проповедовать в дни памяти преподобных, и я всегда читаю этот отрывок. В своих проповедях я стараюсь не повторяться, и этот маленький фрагмент из Послания к Галатам дает возможность всякий раз по-новому взглянуть на этот текст, а значит, и выразить некие мысли, связанные с ним. Меня это убеждает в том, что перед нами действительно Божественные слова, потому что ничего подобного невозможно сделать, размышляя над каким-то светским, пусть даже и высокохудожественным текстом.

Я напомню вам слова из этого апостольского чтения: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23). И все это не только дар Божественного Духа, — это дар и нашего духа. Мы можем произвести на свет и любовь, и радость, и мир, и долготерпение. . . Это всё мы можем осуществить в жизни.

Здесь же, в отрывке из Послания к Галатам, содержится непременное условие, при котором человек может все это реализовать. Мы должны плоть свою распять со страстьми и похотьми (Гал. 5,24). Интересно, что понятие человеческого счастья в современной псевдокультуре трактуется как удовлетворение похоти плоти, потребностей человеческого тела и человеческого инстинкта. Полнота жизни в понимании людей, погруженных в эту псевдокультуру, означает максимальное их удовлетворение, если возможно — безграничное: мол, как только чувствуешь, что где-то плоть уже не удовлетворяется тем, что ты имеешь, ищи другие источники удовлетворения. Вступил в брак, через некоторое время почувствовал: что-то не так в жизни с этой женщиной, которая является твоей женой, — ищи другие возможности; а снова пресытился — снова ищи. . . И так до бесконечности. Покупай вещи! Понравилась вещь так, что любые деньги готов за нее отдать, — отдай их. А если она перестает греть душу — купи другую. И так до бесконечности.

Этому удовлетворению плоти не будет никакого предела. Есть только один выход: в какой-то момент, даже если ты уже встал на этот преступный и греховный путь жизни, остановись и распни свою плоть. Хоть раз, но попробуй — распни свою плоть! И перед тобой откроется другой горизонт жизни. Ведь что такое любовь, радость, мир? Как одним словом выразить эти три такие замечательные состояния души и окружающего

300

 

 

мира? Одним словом — счастье. Счастье — когда любовь, счастье — когда постоянно радость в сердце, вне зависимости от собственного материального положения и состояния окружающего мира.

А мир? Разве может быть человек счастлив, когда нет мира? Я знаю, как многие сегодня страдают, видя кадры телевизионных программ, видя горе людей на Восточной Украине. Какое счастье?.. Некоторым кажется кощунственным даже веселиться в этот момент, когда так много проливается крови и слез, в том числе и детских слез. Если нет мира, не может быть счастья.

В сегодняшнем апостольском чтении содержатся и другие, столь же удивительные слова: На таковых, то есть на тех, кто стяжал плоды духа, о которых мы только что говорили, нет закона (Гал. 5, 23). Что это такое? Это значит, что нормы человеческого закона на таких людей не действуют, не имеют над ними власти. Любой правовед и юрист скажет: помилуйте, но как же так? Закон над всеми. А вот над ними нет этого закона. Почему? Потому что жизнь в соответствии с дарами Духа превышает любую норму человеческого закона. Ни одного закона, зная о нем или не зная, человек не нарушит, если он живет по закону духа. . .

Снова вернемся к мысли о человеческом духе. Совершенно очевидно, что ни плоть распять со своими страстьми и похотьми, ни стяжать дары Духа невозможно без помощи Божией. Это скажет любой, кто сделал хотя бы один маленький шаг на пути стяжания этих добродетелей. Невозможно, так как соблазны и искушения разрушат все, даже самые замечательные начинания. Мир счастья, мир полноты жизни, которым жил преподобный Серафим Саровский (а он действительно стяжал дары Святого Духа), — это и есть особый Божий мир, Царствие Божие, которое внутри нас (Лк. 17, 21), которое существует уже в этой земной жизни. И ничего даже ждать не надо, потому что смерть ничего нового не откроет человеку, живущему этими дарами, она просто введет его в то Царство, где все живут этим законом.

Сегодня мы вспоминаем трагическую дату: сто лет назад Германия объявила войну России. Для нас именно 1 августа началась мировая война. До этой даты человечество никогда не испытывало ничего подобного. К тому времени уже достаточно развилась наука и техника, было создано оружие огромной поражающей силы, включая оружие массового уничтожения, химическое оружие. И все это было использовано на полях Первой мировой войны, прервавшей 22 миллиона

301

 

 

человеческих жизней. Мир до неузнаваемости изменился, война спровоцировала страшные процессы внутри европейских государств, которые привели к межгосударственным и гражданским войнам, в конечном счете к созданию военных блоков и колоссальному противостоянию Востока и Запада, но не только. . . Эта война привела к построению государств, которые встали на путь отторжения от общественной жизни духовного начала. Если воплощением подобного государства считать Советский Союз, это будет правдой, но не всей правдой, потому что и на Западе происходило и происходит такое же отторжение духовного начала.

Разве можно в этих условиях современному человеку стяжать ангельский, Божественный мир подлинного счастья? События, отмечаемые в этот день, — память преподобного Серафима и начало Первой мировой войны — словно сталкивают эти два мира: светлый, сияющий Божественной красотой, и черный, диавольский, — потому что война явила всю бездну ада в реальных категориях человеческой жизни. Больше не надо было воображать, представлять себе, как кто-то поджаривается на каких-то сковородках. Эта война явила картину ада. А что произошло, когда началась Вторая мировая война, унесшая по меньшей мере в два с половиной раза больше человеческих жизней!

Сегодня мы живем в то время, когда существуют военные слухи (Мф. 24, 6) и опасность большой войны, мировой войны. И Церковь обращается ко всему миру, ко всем правителям с тем, чтобы они поняли: никаких целей достигнуть войной невозможно. Где достижения Александра Македонского? Где достижения Наполеона? Где достижения других завоевателей? Время все стерло и разрушило. Но сколько человеческих жизней было загублено!

Мы должны помнить, что человечество либо будет жить плодами духа, ограничивая свою плоть, либо вообще не сможет существовать. Нет серого пути, нет пути в крапинку и в полоску, где пересекалось бы черное с белым: свет и тьма несовместимы. И в качестве человеческого идеала может быть только идеал света. И хотя реализуется он «и в полоску, и в крапинку», а иногда на две трети или даже три четверти затмевается грехами человеческими, но, если этот идеал сохраняется и ему подчиняется и государственная, и общественная, и семейная, и личная жизнь, тогда у человечества есть надежда на спасение.

Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи, говорил преподобный Серафим. Даже один человек может спасти тысячи! Но сколько же

302

 

 

тысяч и тысяч могут спасти люди, объединившиеся вокруг Божественного идеала жизни!

Сегодня всем нам есть о чем подумать. Церковь в это тревожное время не престает молиться о прекращении гражданского конфликта и междоусобной брани на Украине. О том, чтобы этот конфликт никогда и ни при каких условиях не перерос в большую страшную войну. Еще раз нужно подчеркнуть, что тот, кто считает себя сильнее в возможном противоборстве и связывает с возможной победой получение выгоды, непременно обманется и не достигнет ничего. Поэтому единственный путь, который сегодня есть перед нами, перед родом человеческим — и завтра, и послезавтра, — идти дорогой жизни и стяжать дары Духа. Этому научены мы и сегодняшним апостольским чтением, и дивным образом святого преподобного Серафима Саровского, великого чудотворца и заступника, молитвенника и ходатая о всех нас.

Его молитвами да сохранит Господь державу Российскую, всю историческую Русь и весь род человеческий от войны и от подчинения себя страстям и похотям, истребляющим саму основу и опору человеческой жизни! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.