Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святой мученицы Татианы в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 25. 01. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА

СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

25. 01. 2015

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемые руководители высших учебных заведений, дорогие профессора, преподаватели и студенты! Братья и сестры!

Сегодня, в день памяти святой мученицы Татианы, покровительницы российского студенчества, мы впервые проводим богослужение в Храме Христа Спасителя, с тем чтобы учащиеся различных вузов Москвы, и не только Москвы, могли вместе помолиться в главном храме нашей Церкви.

Я рад видеть тысячи студентов, а также профессоров, преподавателей, которые сегодня молились в этом храме вместе с Патриархом, епископатом и с теми священнослужителями, которые окончили московские вузы.

Сегодняшний день памяти святой мученицы Татианы совпадает с воскресеньем, которое на языке церковного Устава именуется Неделей о Закхее. С этой Недели в богослужебные тексты включаются темы, связанные с Великим постом, и читается Евангелие об истории мытаря, то есть сборщика податей, человека, который собирал деньги у своих единоплеменников, чтобы передать их в качестве дани оккупантам, римской администрации. Как в таких случаях бывает, у людей, получавших в свои руки большие средства, возникал соблазн часть этих средств положить в свой карман, а потому они и возлагали на народ свой бремена неудобоносимые (Лк. 11,46). Люди знали о том, что сборщики податей не только в каком-то смысле выступали против своего

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Волоколамский Иларион, Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саранский и Мордовский Зиновий; архиепп. Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ) Михаил, Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епп. Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Россошанский и Острогожский Андрей, Городецкий и Ветлужский Августин, Душанбинский и Таджикистанский Питирим, Зарайский Константин.

27

 

 

народа, поддерживая экономическую мощь Рима, но также и обманывали своих единоплеменников, обогащаясь за их счет. Потому слово «мытарь» было синонимом бесчестия, лжи, греховности, нечистоты. Мытарей сравнивали с прокаженными, — как тем несчастным больным руки не подавали, так и этим не подавали, хотя и по другой причине.

О чем же говорится в сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 19,1-10)? Один из таких мытарей, по имени Закхей, зная, что Иисус Христос будет проходить через Иерихон (а именно там мытарь жил и работал), почувствовал непреодолимое желание увидеть Его. Захкей был мал ростом, и, чтобы увидеть из-за толпы Господа и Спасителя, он влезает на смоковничное, инжирное дерево. Можете представить себе картину, как местный, допустим, областной чиновник, ответственный за сбор налогов, влезает на столб или на дерево в присутствии тех, с кем он работает и над кем начальствует, чтобы что-то увидеть? Чиновники такого ранга позволить себе подобного не могут, они должны соблюдать свое достоинство. А что же происходит с Закхеем? Он очень хотел увидеть Спасителя. В его поступке не только любопытство, но и любознательность, желание своими глазами созерцать Того, Кто совершал дивные чудеса и произносил особенные, значимые для человека слова. Невзирая на то, что, несомненно, подвергнется осмеянию и осуждению толпы, он влезает на дерево. И Господь, проходя мимо, говорит ему: «Закхей, спустись! Я уже сегодня буду в твоем доме». Это уже было совершенно неприлично с точки зрения обычаев тех времен: мытарям руки не подавали, а Учитель, Чудотворец, вокруг Которого — тысячные толпы, говорит, что Он придет в дом этого человека! И в ответ Закхей говорит: «Если кого. . . обидел, воздам вчетверо, отдам половину имения своего, чтобы тех, кого обидел, удовлетворить». Он не говорит этого буквально, но смысл таков: сделаю все, чтобы вернуть награбленное, и даже больше. И Господь оправдывает Закхея. Он еще ничего не сделал, ни одной монетки не вернул, — только влез на дерево, чтобы увидеть Спасителя, и пообещал вернуть награбленное, но Господь оправдывает его.

И мученица Татиана — удивительный персонаж. Совсем молодая девушка, почти девочка, дочь человека, который трижды избирался римским консулом. Во времена гонения на христиан при Александре Севере, императоре, который царствовал в середине III века, она подвергается страшным мучениям, потому что кто-то доложил римской администрации, что эта дочь консула ведет себя неправильно, нарушает законы и обычаи, поклоняется Христу, состоит в запрещенной

28

 

 

организации. Татиану повели на допрос и предложили ей принести жертву Аполлону, на что девушка ответила отказом. А затем начинаются страшные истязания: девочку ослепляют, выкалывают ей глаза, избивают. Удивительным образом ее мужество так воздействует на гонителей, что некоторые из них открыто исповедуют себя христианами. Пытки продолжались трое суток, каждый день приносил Татиане новые страдания и одновременно являл чудеса: то идолы пали силой Божией, то лев, голодный зверь, которому бросили Татиану на растерзание, подойдя к окровавленной девице, не клыками стал рвать ее плоть, а языком облизывать раны. Трое суток страданий и явления особой силы Божией! Наконец, уставшие палачи убили ее отсечением главы.

Есть что-то общее между Закхеем и Татианой? Часто наши мысли о Боге, которые вроде никак не связаны с течением повседневной жизни, вдруг порождают некое любопытство, любознательность. . . Это та любознательность, с которой начинается освоение наук, познание окружающего нас мира, и человек начинает трудный путь, который будет успешен только в том случае, если будет украшен подвигом. Наверное, и Татиана начала свой путь ко Христу с любознательности, с желания понять, чем же эта вера отличается от веры других; и вера эта привела ее к величайшему подвигу и героизму.

Эти две истории помогают нам понять, что те природные силы, которые вложены Господом в человека, способны подтолкнуть его на великие свершения. Но эти великие свершения достигаются только подвигом. А подвиг есть способность человека пожертвовать собой ради высшей идеи, ради веры, ради Божией правды.

Все то, о чем я говорю, не является сегодня очевидной истиной для многих, потому что в течение десятилетий в нашей стране, — а если говорить об окружающем нас мире, то и в течение столетий, — формировался совершенно иной идеал жизни: мол, никаких подвигов совершать не надо, нужно поступать так, как тебе выгодно. В первую очередь твои усилия должны быть направлены на то, чтобы иметь больше денег, а затем на то, чтобы «с умом» эти деньги тратить, получая как можно больше удовольствий и того, что создает комфорт для жизни.

А где же место подвигу? Может быть, где-то оно и есть, — но на периферии сознания. И подвиг в современной жизни люди совершают не потому, что они так научены, а потому, что Бог вложил в их сердца некий нравственный закон. Иногда даже дурно воспитанные люди, оказавшись лицом к лицу с великой опасностью, становятся

29

 

 

способными совершить подвиг. И для того чтобы людей, готовых совершить подвиг, становилось все больше, чтобы идеал подвига во имя ближних своих, во славу Божию становился общим идеалом, нам нужно чаще вспоминать и Закхея с его любознательностью, и Татиану с ее сверхчеловеческой силой.

Кстати, сверхчеловек — это тоже некий идеал современной цивилизации. Но невозможно стать сверхчеловеком без внутреннего подвига. Никакие тренировки в тренажерных залах не сделают человека способным на подвиг. Никакие выигрыши на популярных теперь шоу, связанных с демонстрацией мышц, не сделают человека способным на подвиг. Эту способность Бог заложил в наше сердце и в нашу душу, в наш разум. И как нам важно сегодня не дать разрушить свою внутреннюю силу, подчиняясь ложным, опасным и греховным стереотипам мысли и жизни!

Сегодня верующие люди сталкиваются со многими проблемами и трудностями. Мы живем в мире, где правда переплетена с ложью, где иногда очень честные лозунги используются для оправдания зла. Вот и недавно мы были свидетелями трагических событий во Франции, когда были убиты ни в чем не повинные люди1. Кто же не ощутит боли в своем сердце от убиения невинных людей? И вместе с этим мы не можем одновременно не сочувствовать и страданию в других местах, где умирает гораздо больше ни в чем не виновных людей. Прежде всего я имею в виду землю Донецкую и Луганскую, где сегодня проливается кровь мирных людей. И потому естественное чувство, которое посещает разумного и нормального человека, — это стремление противостоять тому, что приводит к этим невинным жертвам, чтобы такого не совершалось более.

Но хитросплетения мира сего, даже такие очевидные человеческие чувства, как солидарность с невинными жертвами, вплетают в некую страшную и греховную канву. Как можно было соединить в одном протесте, в одном порыве людей, сострадающих жертвам терроризма,

1 В период с 7 по 9 января 2015 г. во Франции произошло несколько террористических актов: 7. 01. 2015 было совершено вооруженное нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo в Париже (12 человек погибли, 11 ранены); 8. 01. 2015 одним из боевиков была застрелена сотрудница полиции в г. Монруж, к югу от Парижа; 9. 01. 2015 произошел вооруженный захват магазина кошерных продуктов у Венсенских ворот в Париже. Всего жертвами январских терактов стали 17 человек: 14 гражданских и 3 полицейских.

30

 

 

с защитой и оправданием страшных кощунств! Думаю, что почти никто из стоящих в этом храме не видел опубликованных в известном издании кощунственных карикатур на Господа Бога и Святую Троицу. Эти карикатуры еще более отвратительны и непристойны, чем те, которые вызвали протесты среди мусульман. И поэтому сегодня, говоря «нет» терроризму, убийствам, насилию, мы говорим также «нет» стремлению определенных групп людей издеваться над религиозными чувствами верующих!

Я благодарю Бога, что народ наш не соблазнился на опасные идеи, связанные с тем, что будто во имя свободы человеческого выбора можно совершать любое безобразие. Нет, свобода заканчивается там, где пошлость, разврат, разрушение нравственной природы человека. И когда мы сегодня говорим о героизме, мы говорим, в частности, и о способности людей жить своим умом, питаться истоками нравственного чувства и быть в состоянии хранить свою веру и нравственность, защищая своих ближних от угроз, связанных, кроме всего прочего, и с терроризмом. Без этого человек никогда не будет способен совершить подвиг и возвыситься до той высоты, на которой со смирением стояла юная Татиана, бросившая вызов пошлости и жестокости того времени.

Может казаться, что исторически случайно, — но у Бога ничего не случайно! — именно этот день стал Днем российского студенчества, с которым я вас всех сердечно и поздравляю! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.