13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю седьмую по Пятидесятнице в храме в честь Преображения Господня в Тушине г. Москвы, 22. 07. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ СЕДЬМУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ В ХРАМЕ
В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ В ТУШИНЕ
г. МОСКВЫ
22. 07. 2012
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Василий2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и радуюсь возможности посетить Спасо-Преображенский храм в Тушине, куда, как вы только что слышали из слов настоятеля, давно вознамерился прибыть.
Радуюсь тому, что этот приход занимает особое место в жизни православной Москвы. Он во многом являет пример того, как нужно строить современную приходскую жизнь. Здесь совершается благолепное служение в благолепном храме, украшенном с большим вкусом, с привлечением достойных мастеров, что очень важно, потому что сам облик храма помогает человеку настроить свою душу на общение с Богом. Бог есть абсолютная красота, и всякое человеческое безобразие, всякое отсутствие гармонии создает средостение для человека в его устремлении к Богу.
В этом приходе совершаются разнообразные служения: и образовательная деятельность, и социальная, которая включает в себя заботу о заключенных, и работа с молодежью. Все это привлекает людей, сознательно принимающих на себя христианские обязательства, желающих не по традиции, не по привычке, а по убеждению быть православными людьми.
Дай Бог, отец Василий, чтобы все то хорошее, что сегодня есть в приходе, успешно развивалось, чтобы как можно больше было активной, настроенной на церковную работу молодежи, чтобы люди среднего
1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Белгородский и Старооскольский Иоанн; архиеп. Курский и Рыльский Герман (ныне митр.); епп. Солнечногорский Сергий, Губкинский и Грайворонский Софроний.
2 Прот. Василий Воронцов, настоятель Преображенского храма в Тушине г. Москвы.
248
и старшего поколения также сознавали свою востребованность для строения церковной общины.
Я вспоминал сегодня покойного протоиерея отца Феодора Соколова, с которым был хорошо знаком и жизнь которого трагически оборвалась. Он много сил, таланта вложил и в реставрацию этого храма, и в созидание общины. Будем его молитвенно поминать и просить, чтобы Господь принял его в Свои Небесные обители.
Духовенство сего храма, приходской актив, всех тех, кто вовлечены в образовательную, социальную, благотворительную, миссионерскую, катехизаторскую, молодежную деятельность, я хотел бы поздравить с праздником и пожелать всем вам возрастать от силы в силу (Пс. 83, 8), никогда не удовлетворяясь тем, что есть, потому что сознание того, что уже удалось чего-то достичь, всегда приводит к внутренней остановке в духовном развитии человека. Помогай вам Бог, чтобы ваш приход никогда не терял внутренней духовной динамики, чтобы люди, принимающие активное участие в молитве и во всех многополезных приходских делах, устремлялись ко все более важным и значительным целям.
Хотел бы сказать несколько слов и о сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 9, 27-35). В седьмую Неделю по Пятидесятнице читается небольшой отрывок Евангелия от Матфея, в котором говорится об исцелении двух слепцов, а также немого бесноватого человека.
Повествования об исцелениях, которые Спаситель совершал в таком множестве, присутствуют почти на каждой странице Евангелия. Но повествование об исцелении немого бесноватого исполнено какого-то особого смысла. Наверное, евангелист мог бы просто написать, что Господь исцелил немого. Это было бы так уместно, — ведь перед этим Он исцелил двух слепцов. Слепых, немых исцеляет Спаситель. . . Но евангелист пишет о том, что то был не простой немой человек — он был одержим диаволом, злой силой. И Господь особым образом исцеляет того немого человека. Ему, наверное, достаточно было бы сказать: «Исцеляю тебя, иди, говори!» — и тот пошел бы и заговорил! Но то было бы исправлением следствия, а причина осталась бы в человеке, ибо причина его физической немощи была духовной: он был во власти темной силы.
Можно себе представить, что было бы, если бы Спаситель просто исцелил его от немоты. Что стал бы говорить тот человек, имея внутри себя темную силу, какие страшные слова он произносил бы, сколько
249
зла он принес бы своим языком! Сколько человеческих душ, возможно, были бы заражены той бациллой зла, которую он в себе носил, сколько людей были бы совращены с пути истинного, растленные его словом! Поэтому Господь не просто исцеляет немого — Он изгоняет беса. Евангелист даже не говорит о том, что вслед за этим последовало какое-то особое действие Спасителя, для того чтобы больной стал говорить: бес вышел, и он стал говорить.
Очень часто в своей жизни мы имеем дело со следствиями, а не с причиной. Наиболее распространенная ошибка не только медицины, но и человеческих отношений — воздействие на следствие, на то, что видимо, осязаемо, а в медицине еще и на то, что показывают анализы или приборы. Но чаще всего, не искореняя причины, невозможно по-настоящему вылечить человека. Не искореняя причины, невозможно очистить наше общественное пространство и личную жизнь от лжи, клеветы, соблазнов, хулы, сквернословия, от того, что, воздействуя на человеческий разум и на нравственное чувство человека, разрушает их.
Мы знаем из Ветхого Завета, как Господь карал богохульников, растлителей, соблазнителей; к примеру, история царицы Иезавели ясно свидетельствует нам о гневе Божием (3 и 4 Цар.). Но Господь, карая носителей зла, искоренял причину, а не следствие.
Сегодня мы все страдаем от того, что есть производные от онтологического и мистического зла, присутствующего в жизни людей и в человеческой истории. Мы ужасаемся, когда слышим ложь и клевету. Наше нравственное чувство обостряется и возмущается, когда мы слышим слова обольстителей, растлителей, пропагандирующих раскрепощение человеческих страстей, особенно когда этим наполняется информационное пространство современного общества. Иногда люди говорят: «Это нужно запретить, это нужно изъять, это нужно закрыть», — опять-таки обращаясь к следствию, а не к причине. Можно много раз запрещать и закрывать, но от этого не изменится картина духовной жизни, потому что нужно исцелять души человеческие, многие из которых по неведению оказались легкой добычей темной вражеской силы.
Собственно говоря, все служение Церкви и сводится к этому. Наша брань не против плоти и крови, но против. . . мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,12). И слово, которое исходит от Церкви, и Таинства, которые она преподает людям, — это все
250
та Божественная сила, которая поражает причину. А следствие само по себе исчезнет, если будет разрушена причина.
Но все то, что открывает нам сегодняшнее евангельское чтение, имеет отношение не только к общественным отношениям, не только к общественному пространству бытия, — это имеет отношение к личной, к семейной жизни каждого из нас. Нам иногда кажется, что ссоры, недоразумения, подозрения, взаимные обиды имеют какие-то жизненные, человеческие, обычные повседневные причины. Но ведь чаще всего, раздражаясь, или гневаясь, или говоря неправду и клевеща, или вступая в конфликты и отказываясь от примирения, мы действуем так, потому что сами того желаем. Значит, причина всего того, что ранит нас, лежит глубоко в нашей сути, в нашей душе, в нашем сердце, в нашем уме. Поэтому рассказ об исцелении бесноватого немого человека в каком-то смысле, символически имеет отношение к каждому из нас. Мы должны своим внутренним взором, не теряя духовной бдительности, прозревать движения нашей души, нашего сердца. Мы должны оценивать наши помыслы, контролировать нашу внутреннюю жизнь, чтобы не проникло в эту жизнь, в нашу «святая святых» злое начало, которое способно привести к самым отвратительным, ужасным и греховным деяниям и от которого страдаем мы и наши ближние.
Господь, исцеливший немого изгнанием беса, может и каждого из нас исцелить, исцелить нашу личную жизнь и жизнь всего общества, если мы, опираясь на Божию помощь, будем бороться со злом внутри нас, с грехом, с неправдой, открывая сердце свое навстречу Божественной благодати. И тогда, подобно исцеленному немому, будем произносить добрые слова, потому что у нас будут добрые мысли. Мы будем утверждать правду в жизни, потому что внутри нас будет правда, мы будем снисходительны к ближним, потому что сами будем понимать, что такое преодоление греха и как трудно оно дается.
Да поможет нам всем Господь в этом внутреннем духовном делании, которое, оставаясь сокрытым и невидимым для окружающих, отображается в жизни окружающего нас мира добрыми делами и добрыми словами, явлением в мире сем Божией правды! Аминь.
251
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.