Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник обретения мощей преподобного Сергия Радонежского на соборной площади Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 18. 07. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

В ПРАЗДНИК ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ
СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

18. 07. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Высокие представители государственной власти2!

1 Митрополиты Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры (ныне митр. Киевский и всея Украины), Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Астанайский и Казахстанский Александр, Ташкентский и Узбекистанский Викентий, СанктПетербургский и Ладожский Варсонофий, Минский и Слуцкий Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Волоколамский Иларион, Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

Среди сослужащих также были: митр. Шведский и Скандинавский Клеопа (глава делегации Константинопольской Православной Церкви), представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митр. Киринский Афанасий (глава делегации Александрийской Православной Церкви), митр. Тирский и Сидонский Илия (глава делегации Антиохийской Православной Церкви), митр. Вострский Тимофей (глава делегации Иерусалимской Православной Церкви), митр. Зугдидский и Цаишский Герасим (глава делегации Грузинской Православной Церкви), еп. Банатский Никанор (глава делегации Сербской Православной Церкви), митр. Центральной и Западной Европы Серафим (глава делегации Румынской Православной Церкви), митр. Западной и Средней Европы Антоний (глава делегации Болгарской Православной Церкви), еп. Месаорийский Григорий (глава делегации Кипрской Православной Церкви), митр. Паронаксийский Каллиник (глава делегации Элладской Православной Церкви), митр. Аргирокастрский Димитрий (глава делегации Албанской Православной Церкви), архиеп. Вроцлавский и Щецинский Иеремия (глава делегации Польской Православной Церкви), архиеп. Пражский Иоаким (глава делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии), еп. Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Марк (глава делегации Православной Церкви в Америке).

2 Беглов А. Д„ полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО, Левитин И. Е., помощник Президента РФ, Щеголев И. О., помощник Президента РФ, Степашин С. В., председатель наблюдательного совета госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Кириенко С. В., ген. директор госкорпорации «Росатом», Слюняев И. Н., министр регионального развития РФ, Мень М. А., министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Пучков В. А., министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Мединский В. Р., министр

229

 

 

Я всех вас хотел бы сердечно поздравить с великим праздником для всего нашего исторического Отечества, для всей Руси — с днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Преподобный угодник Божий Сергий в масштабе всей своей жизни и всей истории является действительно светильником. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.

Что мы имеем в виду, когда говорим «Святая Русь»? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в Средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в определенном историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь — это не миф. Святая Русь — это не историческая реальность. Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.

Обычно у народов бывают другие идеалы, — идеалы, связанные с земной жизнью: богатство, власть, могущество. Но идеалом нашего народа была святость, она была общенациональной идеей, и потому те, кто достигали святости, кто реализовывали этот общенациональный идеал, становились героями, — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди, — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из тех, кто воплотили в себе идеал Святой Руси, на первом месте — святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.

Почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто второй? Кто-то может спросить: а что мы могли бы прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно

культуры РФ, Донской С. Е., министр природных ресурсов и экологии РФ, Галушка А. С., министр по развитию Дальнего Востока РФ, Чайка Ю. Я., генеральный прокурор РФ, Воробьев А. Ю., губернатор Московской обл., Ковалев О. И., губернатор Рязанской обл., Ястребов С. ЕЕ, губернатор Ярославской обл.

230

 

 

было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы прикоснуться? Нет, он лишь построил обитель — скромную, деревянную, в непроходимых чащах. И сейчас-то летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад и видишь, как много леса и как мало дорог! А что же было в то время — сплошная чаща, непроходимый лес, и здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем мощи всего народа и всей Церкви. . .

А вот преподобный Сергий, который явил святость жизни в простоте и смирении, в мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после его кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой Лавры. А сама Лавра начинает расширяться, укрепляться, благоустраиваться и становиться не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что, когда в XVII веке началось Смутное время и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.

И здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью. Святость — это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей. Все это нельзя пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия, потому что их просто не существовало. Но благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.

И мы знаем, что именно своей святостью, а не какими-то внешними дарами, особой волей или силой, тихим голосом, но горячей и сильной молитвой объединил преподобный Сергий разрозненные русские княжества, тем самым предопределив победу на Куликовом поле, с которой началось освобождение нашего Отечества. Сердцем, просвещенным Божественной благодатью, он узрел в Димитрии Донском человека, способного сокрушить врага.

Вот так духовное влияет на мирское, внешнее. А что происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым,

231

 

 

убогим, подчас карикатурным. И чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.

История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются, подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самая главная заповедь, которую оставил нам преподобный Сергий, которую оставила нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, устремлялись к нему, а на пути к этому идеалу делали все возможное, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.