13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга, 12. 07. 2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
12. 07. 2014
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — праздником, который по своему уставу, по своему значению в круге церковных богослужений приравнивается к двунадесятым. И в отличие даже от некоторых двунадесятых праздников перед этим днем Церковь вступает в пост, чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Почему так происходит? Почему установлен особый литургический период времени для того, чтобы мы подготовились к празднику святых апостолов Петра и Павла? Это не случайно. В древности пост, который мы сегодня в просторечии называем «Петровым», именовался Апостольским и был посвящен воспоминаниям о подвигах святых апостолов, первые из которых — Петр и Павел. Потому что
1 Митр. Санкт-Петербургский и Ладожский.
2 Митрополиты Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Пензенский и Нижнеломовский Серафим; архиеп. Петергофский Амвросий; епп. Выборгский и Приозерский Игнатий, Царскосельский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Кронштадтский Назарий, Вологодский и Великоустюжский (ныне митр. Вологодский и Кирилловский) Игнатий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан.
216
подвиг апостольский несравним ни с чем, что было совершено после них в Церкви, — ни с мученичеством, ни с исповедничеством, ни с благочестивой жизнью — и потому что в результате их трудов слово, которое они приняли от Спасителя, будучи Его самовидцами, распространилось по всей вселенной.
Что же находится в центре апостольского служения? Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. Действительно, так и было. Люди не узнали бы о Христе, если бы апостолы остались в Иерусалиме, а тем более в уютной, с хорошим климатом Галилее. Если бы первая апостольская община после страданий, смерти и Воскресения Господа ушла в Галилею и осталась там навсегда — о, как бы им было хорошо! Как бы они замечательно завершили свою жизнь — в радости, в мире, в спокойствии, окруженные своими единомышленниками!
Но не того требовал от Своих учеников Спаситель. Он потребовал, чтобы они пошли даже до края земли (Деян. 1, 8), — и они пошли. Никакого уюта, никакого приятного климата, никакой вкусной пищи, никакого окружения друзей — одни испытания. Апостол Павел, говоря о своей жизни, сообщает страшные детали: пять раз он был избиваем плетьми, получив без малого 200 ударов, трижды его били палками, один раз побивали камнями, стремясь умертвить. Его путешествия были связаны с испытаниями, с бурями, с нападениями разбойников и даже лжебратьев (2 Кор. 11, 21 — 12,9). Не было покоя, не было мира, не было отпусков или выходных дней — вся жизнь была отдана апостольскому служению. Апостол — это посланник, это свидетель, и свидетельству о Христе была отдана вся жизнь.
Но если не только с внешней стороны посмотреть на апостольское служение, но попытаться понять, что является его сердцевиной, то сделать это невозможно без сегодняшнего евангельского чтения (Мф. 16,13-19). Господь обращается к апостолам и спрашивает: За кого Меня почитают люди? Ему отвечают: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию-пророка, которому надлежало прийти в мир, третьи за пророка Иеремию. И, обращаясь к апостолам, Спаситель задает им самый важный вопрос: А вы за кого Меня почитаете? И тогда Петр отвечает: Ты — Христос, то есть Спаситель, обетованный Мессия, Сын Бога живого.
Эти слова явились исповеданием веры. Именно исповедание веры лежит в сердцевине апостольского служения. Исповедание — это
217
не только публичная артикуляция неких вероучительных истин. Исповедание — это утверждение абсолютного, непреходящего значения того, что апостолы получили от Самого Спасителя. Исповедание есть утверждение системы ценностей, выше которых нет ничего.
Но если бы апостолы свидетельствовали только словами о Христе, о евангельских ценностях, рассказывая людям то, что им сообщил Спаситель, то это не было бы исповедничеством. Требовалось, чтобы они не только словом, но и всей жизнью своей свидетельствовали истину слов о Спасителе. Вся жизнь апостолов, и в первую очередь первоверховных Петра и Павла, была таким исповедничеством, сопровождавшимся скорбями, болезнями, гонениями и завершившимся смертью — насильственной, мученической смертью.
Вот почему об исповедничестве святитель Иоанн Златоуст говорит, что больше этой добродетели нет ничего, что исповедничество нельзя сравнить ни с чем другим. И в подтверждение приводит слова из Евангелия: Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32). А значит, всякого, кто исповедует Христа — словом, делом, жизнью, страданием и даже смертью, — Сын Божий будет исповедовать пред лицем Отца Своего Небесного. Какая же еще добродетель заслуживает такой награды? И прав святитель Иоанн Златоуст: нет выше добродетели. А потому нет в этом мире ничего выше и значимее апостольского служения.
Апостолы почили. А кто же продолжает их служение? Может быть, оно пресеклось? Если бы было так, то мы с вами не стояли бы в этом историческом кафедральном соборе в Петербурге. До этих мест просто не дошла бы весть о Спасителе. Последующие поколения христиан, Церковь Христова, возглавляемая епископами — наследниками и преемниками апостольского служения, продолжают историческое странствие, в центре которого — исповедание веры в Господа и Спасителя нашего. Никогда это исповедание не было легким. Чаще всего оно сопровождалось враждебной реакцией людей, не желавших или не способных воспринять слово апостольской проповеди. Иногда эта реакция приобретала чудовищные размеры и страшный характер насильственной борьбы с христианством, — мы знаем, как первые три века христианской истории были омрачены кровавыми гонениями.
Но ведь не пресеклось исповедничество! Не убоялись те древние епископы, священники, верующие во Христа мужчины, женщины, дети
218
нести миру исповедание о Господе и Спасителе. Вся последующая история доносит до нас свидетельства о мученических и исповеднических подвигах. Многократно в этой истории отобразились и побитие камнями, и скорби, которые принял на себя апостол Павел, которые приняли на себя все двенадцать учеников Спасителя; и только один из них по особому Божиему снисхождению избег насильственной смерти — то был Иоанн Богослов.
Мы с вами — члены той самой Церкви, которая была основана Господом, которая была проповедана святыми апостолами, в центре которой было самое великое и славное деяние — исповедание веры. Сегодня мы живем в условиях, когда такое исповедание не сопровождается риском потери здоровья или жизни, нет никаких открытых гонений. Но не было ни одной эпохи, ни одного десятилетия за все две с лишним тысячи лет христианства, когда исповедание имени Иисуса Христа, Сына Бога живого, не сопровождалось бы скорбями и трудностями. В этом смысле и сегодня наша эпоха не отличается от других, но несет в себе, конечно, совершенно иные вызовы, с которыми Церковь сталкивается на пути осуществления своего апостольского служения.
И поэтому мы постом приуготовляем себя к встрече дня святых апостолов. Каждый должен быть на их месте — и епископ, и священник, и диакон, и мирянин, — потому что мы — Апостольская Церковь и Господь от нас ждет и требует исповедничества. И чтобы быть готовыми исповедовать свою веру — словом, делом, а если нужно, то и страданиями, — мы должны быть внутренне духовно сильными, сосредоточенными на апостольском подвиге. Вот Церковь и предлагает нам поститься перед святыми днями празднования памяти святых апостолов, размышлять о своей великой ответственности за сохранение веры в роде человеческом. Верим, что и сегодня, как и в прошлом, многие и многие люди воспринимают как дело своей жизни свидетельство о Господе и в меру своих сил продолжают апостольское служение Церкви. И в этом величественном кафедральном соборе Петра и Павла мы обращаемся к ним с молитвой утвердить всех нас в верности Господу, дабы их дивный пример укрепил каждого в его следовании за Христом. Аминь.
219
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.