13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловском храме в Лефортове г. Москвы, 12. 07. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ
ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ ХРАМЕ
В ЛЕФОРТОВЕ г. МОСКВЫ
12. 07. 2012
Всех вас сердечно приветствую с великим праздником — с памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с престольным праздником этого замечательного московского прихода. Рад после долгих-долгих лет снова переступить порог этого храма, где в последний раз я молился в бытность еще иподиаконом, помогая за службой своему духовному отцу владыке митрополиту Ленинградскому и Новгородскому1, который, будучи председателем Отдела внешних церковных связей, по благословению патриарха совершал, находясь в Москве, богослужения в этом лефортовском храме.
Много времени прошло с тех пор. Наверное, мало кто из прихожан помнят те дни, и я с радостью свидетельствую, что храм наполнен новыми людьми, новым поколением. В молодости, когда мы приходили в Божии храмы, нас окружали пожилые люди. Многие из них были очень пожилыми, молодых лиц почти не было; и некоторым казалось, что под натиском организованной атеистической пропаганды, под натиском административного давления всей мощи государства Русской Православной Церкви не устоять и что те люди — представители самого последнего поколения, они уйдут и на их месте никого более не будет.
Но так думали только те, кто не знал и даже не догадывался о подлинной природе Церкви, которая не есть дело рук человеческих. Это дело Божественное, это воплощение воли Самого Бога в человеческой истории. И хотя эту волю осуществляют люди, ограниченные и подверженные греху и соблазнам в силу самой ограниченности человеческой природы, Божия сила и Божие могущество пребывают в историческом существовании Церкви Христовой.
А все началось с апостолов, — и сегодня мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла. Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16, 13-19) помогает нам понять самую
1 Никодим (Ротов; † 1978).
209
сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя: За кого Меня почитают люди? — ученики Его сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, явившегося на землю, кто-то за Иеремию, или за одного из пророков. И тогда Спаситель, обращаясь к ним, спросил: А вы за кого Меня почитаете? — и то был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. Вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видели чудеса и слышали Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И Петр отвечает: Ты — Христос, Сын Бога живого. Тогда Господь говорит ему: Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах.
Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: Ты — Христос, Сын Бога живого. Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, его опыта, его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.
И затем Господь посылает апостолов в мир. Они — Его посланники, они — свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слышали, — и в результате этих рассказов у нас есть четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди — слова, произнесенные Петром: Ты ecu Христос, Сын Божий. А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям.
Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или
210
адекватно передает мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И сегодняшнее апостольское чтение (2 Кор. 11, 21 — 12, 9) повествует нам об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «Пять раз я был подвержен бичеванию и получил по сорока ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола! Трижды он был побиваем палками; трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, — а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.
И далее апостол говорит, что ему еще пришлось претерпеть: он был в опасностях на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасностях от разбойников. . . от единоплеменников. . . от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слов.
И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически: Петр был распят вниз головой в Риме во время гонений при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усечен мечом. Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство так повлияло на жизнь людей и на всю человеческую историю, что в научные и даже в бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше идет от Рождения Господа Иисуса Христа, как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации, ставшего таким благодаря свидетельству, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявления человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости.
Но результат этого свидетельства — удивительный. Мы, живущие в городе Москве в XXI веке, отделенные большим географическим пространством и еще более потрясающим воображение пространством
211
временным от тех событий, собрались сегодня, чтобы прославить святых первоверховных апостолов Петра и Павла, поклониться их свидетельству, почерпнуть мудрость в их словах, обрести вдохновение для нашего служения, нашего свидетельства, которое ни при каких обстоятельствах не будет простым, ибо оно никогда не бывало простым.
Но для того чтобы сказать: «Иисус Христос есть Сын Божий, Спаситель мира» (Ин. 4,42), нужно иметь в первую очередь те убеждения, источником которых является Сам Господь. И потому, неся свидетельство миру, мы совершаем не наше человеческое дело, мы руководствуемся не политическими, экономическими или какими-то иными соображениями, но мы со смирением делаем то, что делали апостолы и их преемники, движимые силой благодати Божией, получившие ведение не от человеков, а от Самого Иисуса Христа через Его слово. Мы все как Церковь — и архиереи, и духовенство, и верующий народ — призваны словом и жизнью своей свидетельствовать о том, что Иисус Христос есть Сын Божий и Спаситель мира. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.