Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских в Спасо-Преображенском соборе валаамского ставропигиального мужского монастыря, 11. 07. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ ВАЛААМСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

11. 07. 2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Преосвященнейший владыка наместник и игумен2 сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских, основателей этой дивной обители на севере Руси. Благодарю Вас, владыка, за прекрасный дар — икону святых преподобных мужей, взирая на которую я буду молитвенно вспоминать эту святую обитель и всех тех, кто несет здесь свое служение.

Преподобные Сергий и Герман явили нам образец удивительного иноческого жития. Они прибыли на этот архипелаг в одиночестве, они должны были преодолевать тяготы климата, особенно в тяжелые зимние месяцы, они должны были искать пропитание, — и все это было связано с одним очень существенным обстоятельством: рядом не было никого. Никто не мог им дать лекарства, когда болела голова или когда кто-то из них простужался, никто не смог бы прийти на помощь, даже

1 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиепп. Казанский и Татарстанский (ныне митр. Симбирский и Новоспасский) Анастасий, Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов; † 2015), Сергиево-Посадский Феогност; епп. Солнечногорский Сергий, Альметьевский и Бугульминский Мефодий.

2 Еп. Троицкий Панкратий.

194

 

 

если бы они смертельно заболели, никто не мог накормить их горячей пищей в холодные зимние вечера. Буквально все — от начала до конца — они должны были делать сами. И они сделали это — без машин, без механизмов, без телефонов, без современных инструментов — своими собственными руками.

Мы очень часто ссылаемся на недостаток времени, из-за которого не можем, мол, и в храм пойти, и в паломническое путешествие поехать, и доброе дело сделать. Вот сейчас мы собираем вещи, продовольствие для тех, кто пострадал на юге1. Многие люди идут в магазины, покупают что-то; иногда и подержанное приносят, но в очень хорошем состоянии. Глаза горят у людей! А спросишь иного: «А ты почему не пошел и не помог?» — он, даже если и поймет, о чем речь, ответит: «Да некогда мне!» Нам часто некогда совершать то, что является самым главным. Но разве преподобным Сергию и Герману было «когда»? Все нужно было делать самим, — и не для того, чтобы угождать плоти, а чтобы выжить, физически выжить в этом суровом краю! Однако у них оставалось время для самого главного, ради чего они обрекли себя, как мы сейчас сказали бы, на экстремальный образ жизни, — у них оставалось время для молитвы, для богомыслия, для стяжания Духа Святого.

Проблема богомыслия, проблема богоискательства — это острая проблема современности. Многие люди не могут найти Бога, несмотря на обилие информации. Сегодня богословское образование можно получить, не выходя из комнаты, — только нажимай на кнопки и открывай соответствующие сайты. Там написано обо всем: и о вероучении, и об истории Православной Церкви, и о каждом святом. И многие люди действительно открывают эти страницы в Интернете, читают, а иногда даже позволяют себе что-то писать, комментировать, — буквально как богословы. Но когда повнимательнее присмотришься к их комментариям, то оказывается, что в них нет самого главного — веры. Знания есть. Трудно, правда, сказать, насколько глубоки эти знания в памяти человека, но в памяти компьютера они есть, и, когда потребуется, человек может быстро открыть соответствующую страницу и восстановить в своей памяти утраченное. А вот веры нет и готовности помочь пострадавшим тоже нет. Готовность посплетничать есть, желание ругаться

1 См. примем. 1 на с. 193.

195

 

 

в Интернете есть, осуждать ближних, особенно если это священнослужители, есть и желание, и потребность, а вот поверить люди не могут, даже называя себя верующими.

Почему так происходит? Находясь здесь, на этом острове, вспоминая подвиг святых Сергия и Германа, начинаешь понимать то, что происходит сегодня со многими нашими современниками. Удивительное апостольское чтение мы с вами слышали сегодня на Литургии из Первого послания к Коринфянам (1 Кор. 2, 9 — 3, 8), где апостол говорит: Никто из человеков не может понять, что в человеке, как только духом человеческим, который в нем. Так и Божиего никто не может понять, как только Духом Божиим. И как эти слова перекликаются с другим местом из апостольских писаний, где святой Павел говорит: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3)! Никакие мегабайты памяти, никакая техника, никакие библиотеки, никакие мудрецы, никакое самое что ни на есть высшее образование не способны дать человеку силу веры, чтобы назвать Иисуса Господом.

Как замечательно учит нас сегодня апостол Павел: «Чтобы понять человека, нужно иметь дух человеческий», то есть мы можем сами в себе разобраться, опираясь на то, что называют духом: на свой разум, на свою память, на свою волю, на свои чувства. Нам не всегда удается это сделать, но своих сил все же достаточно, чтобы разобраться в себе и понять себя. А вот Бога понять никаким человеческим духом, никаким образованием, никакой техникой, никакой силой разума, силой воли, силой чувств невозможно, — и потому те, кто высокомерно подходят к этой задаче, кто пытаются понять Бога и веру, опираясь на свой человеческий дух, заранее — заранее! — обрекают себя на разочарование и неудачу.

Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Почему? Господь говорит, что любой грех может быть прощен, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12, 31), потому что, когда человек хулит Бога, он отказывается от того, чтобы Дух Божий присутствовал в его жизни. И не по жестокосердию Божественному такой человек не может быть прощен, а по его реальному состоянию, — ведь если нет частицы Божественного Духа, то человеку не выкарабкаться из ямы, он никогда не почувствует Божиего присутствия, он обречен.

Именно находясь в этой обители, вспоминая подвиг Сергия и Германа, начинаешь понимать, что обретение Духа Божия, Который

196

 

 

открывает человеку возможность богопознания — не только интеллектуальной убежденности в бытии Бога, но сердечного богопознания, когда Бог входит в душу человека, прикасается к ней, когда человеческий дух соединяется с Духом Божественным, — сопровождается колоссальными изменениями во внутренней жизни человека. Человек, обретающий Духа Святого, становится богатырем, духовно сильным, способным к прозрению; он видит то, чего не видят другие.

Почему мы говорим о человеке, что он прозорливый старец? Отчего он прозорливый? У него что, четыре университетских образования? Или компьютер с новейшим процессором в келье? Или он так внимательно следит за новостями, что может сделать какие-то далеко идущие предсказания? Ни то, ни другое, ни третье! Прозорливость есть действие Святого Духа, это и есть сила Божия, которая прикасается к человеческой немощи. Силой Божественного Духа такие люди способны прозревать внутренний мир другого человека, и многие из вас, кто приходил к таким просветленным духовникам на исповедь, знают это. Еще ничего о грехах не сказали, а духовно опытный, просветленный Духом человек уже чувствует, что вам нужно сказать и от чего вас нужно предостеречь. Именно такие люди и прозревают будущее, и они несоизмеримо выше тех, кто силен лишь духом человеческим.

Ну, зачем нужно было сидеть на холодных островах двум монахам? Зачем подвергать себя таким опасностям? Может быть, кто-то их заставлял? Может быть, их отправили в ссылку? Нет, сами приехали, и уезжать не хотели, и жили в этих пещерах, потому что жили с Богом и Дух Божественный оплодотворял их человеческую жизнь; и с высоты своего духовного состояния все это внешнее неудобство, отсутствие человеческого комфорта и благополучия было уже совершенно незаметно, потому что старцы жили равноангельским житием.

Как важно, чтобы наши современники поняли, что никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, что Божие познается только Божественным Духом и чтобы войти в стихию общения с Богом, нужно причаститься Духа. Это дело непростое. Наши внешние жизненные обстоятельства так рассредоточивают наше внимание, уводят в сторону, так нагружают нас избыточной информацией, избыточной тревогой, волнениями, переживаниями, что действительно тяжело, даже будучи религиозным человеком, справляться с этими стрессами современной жизни. Вот и остаются у нас места, куда нужно

197

 

 

приезжать, чтобы соприкоснуться с Божественным Духом. Такими местами являются наши обители, наши национальные святыни, как те, что покоятся здесь, — честные останки святых преподобных отцов Сергия и Германа. Поэтому наш народ — вне зависимости от звания и положения — устремляется к этим местам хотя бы на день, на два, чтобы прикоснуться к Духу Божиему, а через это почувствовать близость Господа и испытать величайшую радость от этого соприкосновения, испытать силу, которая так нужна нам в повседневной жизни.

Молитвами святых преподобных Сергия и Германа да сохранит Господь веру православную в жизни нашего народа! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.