13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святых благоверных Петра и Февронии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 8. 07. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ ПЕТРА
И ФЕВРОНИИ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
8. 07. 2012
Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем и днем памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.
В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 10,1-10) мы находим очень важные слова, которые не всегда с легкостью воспринимаются людьми, но при этом несут в себе огромный спасительный смысл. Я напомню вам эти слова апостола Павла: Если устами... будешь исповедовать Иисуса Христа Господом и... веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, ибо сердцем веруют в праведность, а устами исповедуют ко спасению.
1 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; епп. Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф (ныне митр.), Солнечногорский Сергий, Сиэтлийский (РПЦЗ) Феодосий, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Шуйский и Тейковский Никон, Кинешемский и Палехский Иларион.
190
Апостол Павел говорит нам о двух очень важных измерениях христианской жизни: о вере и об исповедании. Мы знаем, что вера есть убеждение, которое не только присутствует в человеческом сознании, но и оплодотворяет — через волю — человеческую жизнь. Вера — это такое миросозерцание и мировосприятие, в центре которого — живой Бог; и через связь с Богом по вере человек обретает благодатную силу жить в соответствии с Божиим законом.
А что такое исповедание? Исповедание есть свидетельство о Боге, о собственном религиозном опыте, о том, что жизнь по Божиему закону, по заповедям Божиим есть жизнь прекрасная, помогающая человеку стяжать мир в сердце, покой, радость — то, что мы на простом человеческом языке называем счастьем. Свидетельствовать — значит говорить. Если устами свидетельствуете о том, что Господь есть Христос, — говорит нам апостол Павел, — то спасетесь. Спасетесь тогда, когда веруете и когда свидетельствуете.
В своей жизни мы концентрируем внимание в основном на вере. Мы просим Господа укрепить в нас веру, помочь нам жить в соответствии с нашими взглядами, убеждениями, в соответствии с нашей верой. И это правильная молитва, но мы спасемся тогда, когда будем веровать и свидетельствовать. О втором непременном условии спасения мы думаем редко. И действительно, какое возможно спасение, если верующий человек не свидетельствует о своей вере? Вот апостол и говорит: Устами свидетельствуем ко спасению.
Вся история Церкви есть история веры и свидетельства. Вера, по слову апостола, являет нам образцы праведности. Свидетельство же, часто запечатленное мученической кровью, являет нам спасение даже самых грешных людей — вчерашних разбойников, безбожников, язычников. Свидетельство имеет огромную силу, потому что оно всегда связано с подвигом. Исповедание — это не просто разговор о вере, не просто передача собственных знаний о вере. Исповедание есть свидетельство, сопряженное с подвигом. Именно поэтому мы почитаем исповедников — тех, кто не погибли в результате своего свидетельства, но для кого свидетельство соединялось с великим подвигом.
Было бы большой ошибкой думать, что свидетельство, исповедничество — это удел прошлого. И сегодня, в благоприятных, казалось бы, и для многих даже комфортных условиях жизни, исповедание Христа связано с подвигом. Одни стесняются говорить о своей вере, до сих пор
191
опасаясь, что такое свидетельство помешает им установить нужные отношения с коллегами или с начальством. Другие просто считают веру исключительно своим личным делом и хранят ее в глубине души, оберегают, стараются в вере воспитывать своих детей или внуков, но никак не связывают свое спасение с исповеданием, со свидетельством.
Если же и в нынешнее более или менее спокойное время мы начинаем свидетельствовать о Христе, о Его Божественном законе, о спасительной силе Его заповедей, то это свидетельство всегда сопрягается с исповедничеством, потому что слово о Боге никогда не воспринималось просто — ни в глубокой древности, ни даже во времена расцвета Церкви в Византийской или Российской империи, ни тем более в послереволюционное время.
Когда мы исповедуем Христа, мы всегда встречаем отпор со стороны тех, кто Его не принимают. Это не значит, что наше исповедание должно быть конфронтационным, что мы должны идти в бой за свои убеждения. Никакими крестовыми походами вера никогда не укреплялась и не утверждалась. Отношение к тем, кто не желают принимать заповеди Христа, кто не готов нас слышать, должно сопровождаться душевным миром и любовью. Именно тогда исповедничество исполняется силы, когда оно не связано с отрицательными эмоциями, не сопровождается грозными интонациями, не порождает образ некоей наступательной и опасной силы у тех, кто еще не готов принять свидетельство о Христе. Именно поэтому слово, с которым мы обращаемся к миру, должно быть исполнено любви, готовности спокойно и в смирении разделить свой опыт с другими и научить других. Но если в какой-то момент (а такие моменты возникают) исповедание Христа сталкивается с трудностями, с испытаниями, со скорбями, то никогда не следует бояться этих скорбей и испытаний, памятуя о том, что устами исповедуют ко спасению.
Сегодня мы празднуем память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Они тоже были исповедниками, явив удивительный пример чистоты супружеских отношений, искренней любви, готовности пронести любовь свою через самые тяжкие жизненные испытания, и делали это, исповедуя тем самым свою веру в Господа, в Бога любви и правды. Скольких людей до сих пор приводит ко Христу дивный пример жизни святых праведных благоверных Петра и Февронии Муромских! Он учит нас тому, что исповедание есть не только произнесение нужных, правильных и мужественных слов, но и сама жизнь
192
в соответствии с этими словами. И молитва наша сегодня о том, чтобы каждый, кто верует во Христа Иисуса, имел силу исповедовать эту веру и словами добрыми, и добрыми делами.
Сегодня за Божественной литургией мы также молились о людях, трагически погибших на юге Краснодарского края от страшной водной стихии, которая буквально за несколько минут разрушила дома, сорвала мосты и погубила десятки человеческих жизней1. На города Геленджик и Крымск обрушилась волна высотой несколько метров, — это было какое-то речное «цунами», которое во мгновение ока убивало людей, опрокидывало машины, разрушало жилища. По данным на сегодня, погибли более 100 человек — не за один день, а за несколько минут. Мы молились сегодня об их родных и близких, которые страдают, которые не понимают смысла случившегося, особенно когда смерть настигла людей отдыхавших, специально приехавших туда, чтобы провести свой летний отпуск. Пусть эта внезапная смерть никого не поколеблет в вере, потому что мы знаем, что от Бога устрояются человеческие пути. Человеческим разумом невозможно понять смысл этой трагедии, но мы верим, что Бог каждого из нас ведет своим путем и цель жизни — не спокойное пенсионное время в избытке и в благополучии, а Царствие Небесное. Каким путем Господь ведет нас в Царствие Небесное, нам неведомо, но сила нашей веры в том, что мы доверяем Богу и принимаем Его действия.
То же самое можно сказать и о паломниках, которые ехали из Пскова, из Великих Лук в Почаевскую лавру, чтобы помолиться2. Господь остановил их жизненный путь на стезе паломничества и верим, что Он простил им многие грехи и принял души их в Небесное Свое Царство.
Сострадая и соболезнуя живым, мы возносим молитвы наши об умерших, предавая в руки Господа и наши жизни и веруя, что Его действия о нас совершаются по Промыслу Его, который трудно уразуметь человеку. И дай нам Бог научиться в смирении и в простоте сердца,
1 Речь идет о стихийном бедствии, вызванном проливными дождями в начале июля 2012 г. Число пострадавших от стихии — более 34 тыс. человек, 171 человек погиб.
7. 07. 2012 автобус с паломниками из г. Великие Луки (Псковская обл.), направлявшимися в Почаевскую лавру на Украине, перевернулся на трассе Киев-Чернигов. Погибли 14 россиян, 22 получили ранения.
193
с величайшим доверием к Богу принимать все, что случается с нами по Его воле.
Еще раз всех вас поздравляю с воскресным днем. Пусть благословение Божие молитвами святых благоверных князей Петра и Февронии пребывает с нами и укрепляет на путях христианской жизни. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.