13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля, 28. 06. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОНЫ, МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЦА,
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
28. 06. 2012
Всех вас, Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства1, дорогие владыки, уважаемые высокие представители2 Приморского края во главе с губернатором3, дорогие отцы, братья и сестры, я хотел бы сердечно приветствовать и поздравить с большим праздником для всей Русской Церкви, для всей Руси. Сегодня мы совершаем память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России.
Святитель Иона жил в далеком XV веке, в трудное время. То был излет татаро-монгольского ига, когда Русь уже набрала такую силу, что никакая внешняя оккупация не могла продолжаться. Но, с другой стороны, было и множество проблем тогда в жизни нашего Отечества, в том числе в жизни Церкви, и, наверное, главная заключалась в том, что Церковь великого и ставшего уже независимым государства была еще частью Церкви Константинопольской. Так сложилось исторически, ибо мы приняли православную веру из Константинополя и на протяжении почти 500 лет являлись частью Константинопольской Церкви, одной из ее митрополий. Но именно в то время сгустились тучи над самим Константинополем. Нависла грозная опасность захвата и порабощения столицы Византийской империи, и византийские императоры обратились с просьбой о помощи к Западу, а чтобы эта помощь осуществилась, приняли решение вступить в унию с Римом, подчиниться Римскому епископу. И в составе делегации, которая отправилась в Италию на Ферраро-Флорентийский собор для подписания унии, был и митрополит
1 Митр. Владивостокский и Приморский Вениамин; епп. Солнечногорский Сергий, Уссурийский Иннокентий, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, Находкинский и Преображенский Николай.
2 Горчаков В. В., председатель Законодательного собрания Приморского края, Мостович И. В., вице-губернатор Приморского края, Пушкарев И. С., в то время мэр Владивостока, Колядин О. Г., мэр Находки.
3 Миклушевский В. В.
177
Киевский Исидор, назначенный и, можно сказать, рукоположенный на это служение Константинопольским патриархом.
Митрополит Исидор не был избран епископатом Русской Церкви, и мало что связывало его с Русью. Он оказался в числе тех, кто подписали унию, и это было сокрушительным ударом по всему Православию. Предстоятель Русской Церкви вступил в унию, отошел от православной веры! И когда Исидор возжелал вернуться из Италии в Москву, он был изгнан москвичами из города и великим князем — из пределов Руси.
Тогда стало ясно, что необходимо избирать главу Церкви из своих, местных архиереев, и Собор епископов избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Московским и всея России. Произошло это в далеком 1448 году, и с того года наша Церковь самостоятельно избирала своего Предстоятеля.
Мы знаем, что святитель Иона проявил себя как человек огромной духовной силы, как чудотворец, и потому вскоре после смерти он был причислен к лику святых. Мощи его пребывают в сем Успенском патриаршем кафедральном соборе, и, прикладываясь к ним, вы видите нетленную руку святителя как великий знак особой благодати, которая почила на нем, де-факто первом Предстоятеле Русской автокефальной Церкви, на великом угоднике Божием, на великом русском духовном вожде.
Церковь наша воспринималась современниками митрополита Ионы (как, впрочем, и в течение всей истории нашей страны, да и сегодня большинством людей) как духовная скрепа нашего народа, как источник самоидентификации нашей нации, как та общность, разрушив которую мы разрушим свое Отечество. И хотя сегодня мы живем в иное время, — время свободного религиозного выбора и отделения Церкви от государства, — Русская Православная Церковь продолжает нести свое великое служение, соединяя народ наш, сохраняя в единстве Отечество наше.
Вот почему Церковь всегда была первой целью для тех, кто стремился разрушить страну, внести внутренний беспорядок в течение народной жизни. Целью всех оккупантов, начиная от захватчиков Кремля, поработивших страну нашу в далеком XVII веке, Наполеона, гитлеровских полчищ, было разделение и уничтожение Православной Церкви; они понимали, что, пока существует Церковь как духовная скрепа народной
178
жизни, существует и народ, способный сохранить свою независимость, свою целостность, свое национальное самосознание.
Все сказанное относится к земной, человеческой жизни, но миссия Церкви простирается и далее. И чтобы понять эту миссию, нужно внимательно вчитаться или вслушаться в слова Евангелия, которые мы сегодня слышали во время Божественной литургии (Мф. 11, 27-30; Ин. 10, 9-16). Господь сказал ученикам Своим и тем, кто Его слышали: Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и жизнь с избытком (Ин. 10,10).
Какие удивительные слова! Что означает жизнь с избытком? Это жизнь в ее полноте. Не к этому ли стремятся люди? Ведь каждый хочет иметь избыток жизни. Однако очень многие понимают этот избыток по-своему. Для многих избыток жизни — это избыток денег, избыток собственности, избыток власти. И нередко, достигая многого, овладевая огромными материальными ценностями, обладая большой властью, полагая, что таким образом они обрели избыток жизни, эти люди сталкиваются с огромными проблемами, с потерей спокойствия, душевного мира, любви, преданности, искренности, человеческого счастья. Вот и получается, что по мере обретения того самого неправильно понятого избытка жизни мы теряем самое главное, что определяет человеческое счастье, становимся людьми несчастными, хотя пребываем в избытке материальном, к которому так стремимся.
Что же означают слова Господа: Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь... с избытком? Ответ на этот вопрос мы слышали опять-таки в сегодняшнем евангельском чтении от Матфея. Каждый, кто стремится к материальному избытку, сталкивается со многими проблемами, со скорбями, с тяжелым бременем. Мы знаем, как страшно оплачивается порой этот человеческий избыток жизни. Господь обращается ко всем — и к тем, кто имеют материальные ценности, и к тем, кто их не имеют; к тем, кто имеют власть, и к тем, у кого ее нет, — словами, которые вы сегодня слышали: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, в том числе обремененные неправильно понятым избытком жизни, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28-30).
179
Что это за иго, которое нужно принять на себя, чтобы обрести покой, чтобы обрести жизнь с избытком, которую Христос принес людям? Это некая система самоограничений, которые укладываются в Божественные заповеди. Заповеди — это система самоограничений. Человек может принять Божии заповеди только добровольно, а значит, он добровольно себя ограничивает. Некоторым со стороны это может показаться скучным, тяжелым, неинтересным: зачем себя ограничивать, когда сегодня людей призывают раскрепостить себя, свои инстинкты, свою животную природу, брать от жизни как можно больше? Что это за иго, которое Господь призывает взять на себя, чтобы обрести полноту жизни? Это иго, которое через самоограничение и приводит человека к полноте жизни, когда материальное сочетается с духовным, содержательным, внутренним, определяющим вертикаль жизни человека.
Человек призван не к тому, чтобы жить, «перемещаясь» лишь по горизонтали, поглощая то, что дает мать-земля, насыщаясь и удовлетворяя свои потребности, — он призван двигаться и по вертикали, и не вниз, а вверх. И если успехи в земной, «горизонтальной» жизни совмещаются с вертикальным восхождением, то это и есть полнота бытия, которую принес Господь. И пусть не кажется тяжелым иго Христово, потому что Сам Господь говорит: Иго Мое благо, и бремя Мое легко. Только попробуй, и ты поймешь, что это не губительная, не разрушающая человека система самоограничений, а это сила, поднимающая человека вверх, к Небу, дающая великую свободу и подлинное ви́дение.
Церковь, в том числе и наша Поместная Русская Церковь, прошедшая трудными путями своего исторического бытия, выполняющая многие важные социальные и культурные функции, призвана открывать людям правду Божию о полноте жизни, о человеческом счастье. Сегодня, совершая память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, первого Предстоятеля независимой, автокефальной Русской Православной Церкви, мы одновременно задумываемся о том, ради чего существует Церковь Божия, к чему она призвана вести народ, к каким высотам она призвана поднимать людей. И да поможет Господь всем нам и Церкви нашей, несмотря на искушения и соблазны, обманы и коварство века сего, продолжать это удивительное служение полноте человеческого бытия и спасению душ человеческих! Аминь.
180
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.