Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в канун дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, на Бутовском полигоне в Москве, 10. 05. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В КАНУН ДНЯ ПАМЯТИ СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ,

В БУТОВЕ ПОСТРАДАВШИХ, НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ
В МОСКВЕ

10. 05. 2014

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим памятным торжественным и скорбным днем, который действительно стал очень значимым не только для Московской городской и областной епархий, но и для всей нашей Церкви.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В сегодняшнем евангельском чтении (Ин. 15,17 — 16, 2) содержатся слова, имеющие совершенно особую значимость для самопонимания тех людей, которые принимают на себя имя христианина. Мы знаем,

1 Митрополиты Истринский Арсений; архиепп. Филарет (Карагодин), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай, Зарайский Константин.

158

 

 

что в центре учения Христа Спасителя — заповедь о любви к ближним. Так вот, именно в этом евангельском чтении мы слышим слова: Заповедаю вам, да любите друг друга. Но в какой трагический и скорбный контекст они поставлены, ведь затем следуют слова, поражающие сердце: Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Если Меня гнали, будут гнать и вас.

Может ли быть случайным это совпадение величайшей заповеди о любви, которая является нравственным средоточием Нового Завета, вершиной всего того, что когда-либо слышали люди, законом, определяющим подлинные отношения между людьми, те отношения, которые и приводят человека к счастью: Заповедаю вам, да любите друг друга, — со страшными словами: Если Меня гнали, будут гнать и вас? Не случайна эта связь. Она нам позволяет лучше понять, что означает подлинная любовь, что означает подлинное исповедание веры во Христа, вплоть до принятия страданий и смерти.

Если мы любим друг друга, то естественным проявлением любви является верность. Это знает, наверное, каждый человек — и тот, кто связан узами брака, и тот, кто связан узами дружбы. Почему так болезненно переживается предательство того, кого ты любил и кто тебя любит? Потому что отсутствие верности разрушает любовь, разрушает фундаментальный Божественный закон жизни. И что бы нам ни говорила современная греховная цивилизация о свободном выборе, о свободном произволении, о том, что жить нужно по своим похотям и страстям, мы знаем, что закон жизни — это закон любви. И если нарушается верность, то разрушается этот закон.

Но почему Господь связывает заповедь о любви с гонениями на Него, на Его последователей? Ну, а в каких еще обстоятельствах может обнаружиться подлинная любовь человека к Богу, ко Христу, как не в обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой, о которой говорит Спаситель?

Верность супругов и даже что-то вроде любви могут более-менее сохраняться, если жизнь их благополучна, если есть материальный достаток, комфортные условия жизни, если отсутствуют стрессы. Правда, современный человек и в таких благоприятных условиях находит основание для неверности и предательства, но в данном случае внешние обстоятельства никак этому не способствуют. Вот так же и наша верность Христу, — когда мы живем во внешне благополучных

159

 

 

обстоятельствах, когда никто не бросает нам вызов: быть со Христом или быть против Него, когда никто не пугает нас насилием, притеснением, гонением и смертью, тогда все вроде со Христом, в большей или в меньшей степени. Но как же измерить эту величайшую ценность, как измерить нашу любовь ко Христу? Как измерить нашу любовь к Богу? Именно гонение, и страдание, и ненависть извне помогают каждому из нас измерить свою верность Господу, любовь к Нему.

Здесь, на Бутовском полигоне, вместе со святыми расстреляны, уничтожены люди, которые очень часто никакой веры в сердце не имели. Среди расстрелянных здесь были и такие, которые сами расстреливали других. Здесь были люди, которые поддерживали всё, что делала безбожная власть в отношении Церкви. А потом они той же властью были здесь уничтожены.

Не все, кто претерпел страдания и смерть в Бутове, — святые, даже из христиан и даже из священнослужителей. Потому что не у каждого хватило силы (еще раз подчеркиваю: и у верующих мирян, и у священнослужителей) быть верными Христу даже до смерти (Флп. 2, 8) и сохранить в сердце любовь к Нему и к ближним своим, к окружающему миру.

Вот почему так сложен процесс канонизации. Когда нам говорят, что достаточно одного только факта, что тот или иной клирик был расстрелян, чтобы его канонизировать, мы говорим: вовсе нет! Потому что если те или иные христиане не сохранили подлинной верности Христу, любви к Нему, если закон любви перестал быть законом их жизни, то мы молимся о них как о неверующих, как о тех людях, которые к Церкви не принадлежат, или как о тех, кто, принадлежа к Церкви, отвернулись от нее в момент гонений или под влиянием разных других обстоятельств. Мы никого не осуждаем, даже тех, которые, будучи гонителями Церкви, были затем здесь уничтожены. Мы сегодня молимся о всех и всех оплакиваем, но прославляем в лике святых лишь тех, кто любовь ко Христу сохранил до смерти, верность Ему сохранил, несмотря на страшные обстоятельства жизни и на саму смерть, кто закон любви не растоптал под тяжестью внешней ненависти и злобы.

Наши с вами молитвенные собрания здесь, на этой действительно святой земле, исполняются огромного смысла, если мы с состраданием и молитвой не только вспоминаем о подвиге новомучеников и исповедников Церкви нашей, о невинных жертвах, здесь убиенных, но если мы

160

 

 

пропускаем через свой ум и сердце страшный и кровавый опыт мученичества и исповедничества Церкви нашей в лихолетье XX века.

Многое изменилось с тех пор. Наверное, кто-то, кто мог бы быть свидетелем тех страшных событий, придя сегодня на это место, не узнает его, настолько оно благолепно, тихо, мирно и торжественно. Но именно здесь совершались страшные мучения. Пропуская воспоминания о тех страданиях через свой ум и сердце, подумаем о великих словах Спасителя, которые мы слышали сегодня: Заповедаю вам, да любите друг друга. Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Если Меня гнали, будут гнать и вас. Исполнимся доверия к этим словам Божиим и поймем, что любовь и верность навсегда соединяют нас с Богом — и тогда, когда любовь и верность непосредственно обращены к Нему, и тогда, когда они становятся законом нашей человеческой жизни. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.