Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Успенском соборе Московского Кремля, 24. 05. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ
МЕФОДИЯ И КИРИЛЛА, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ,

В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

24. 05. 2013

 

Ваше Блаженство, дорогой наш Собрат и Сослужитель господин Феофил, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины! Дорогие собратья архипастыри, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья, матушки игумении, сестры! Сердечно всех вас приветствую с праздником!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Сегодня пасхальная радость, которую мы испытываем, продолжая праздновать Светлое Христово Воскресение, усугубляется торжеством в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

Святые братья заложили основу духовного бытия славян, передали нашим предкам великое сокровище святой православной веры. Благодарность за подвиг Словенских учителей неизменно пребывает в наших сердцах.

Всякий раз, когда мы празднуем день их священной памяти, мы вспоминаем об истоках нашей веры и нашего благочестия. Поэтому нам особенно дорого присутствие на нынешнем богослужении живых носителей

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Тамбовский и Рассказовский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Пензенский и Нижнеломовский (ныне Оренбургский и Саракташский) Вениамин; архиепп. Керченский Анатолий, Берлинский и Германский Феофан, Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений (ныне митр.), Филарет (Карагодин), Новогрудский и Лидский (ныне Новогрудский и Слонимский) Гурий, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк, Сурожский Елисей; епп. Авидский Кирилл (Константинопольский Патриархат), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Выборгский и Приозерский Игнатий, Серпуховской Роман, Пятигорский и Черкесский Феофилакт (ныне архиеп.), Солнечногорский Сергий, Сиэтлийский (РПЦЗ) Феодосий, Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, Воскресенский Савва, Находкинский и Преображенский Николай, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Балашихинский Николай, Муромский (ныне Муромский и Вязниковский) Нил, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Зарайский Константин, Махачкалинский и Грозненский Варлаам.

140

 

 

духовной традиции Византии, представителей Восточных Патриархатов, к которым мы относимся с большим почтением и любовью.

С Крещением Русь восприняла от православной Византии новую систему мировосприятия, в которой особое место всегда занимала Святая Земля. Оттуда к нам пришли богослужебный устав и традиция. С распространением богослужебных текстов наши предки усваивали трепетное отношение к Святому Сиону, называя его «мати церквей, Божие жилище»1. В непрерывный поток паломников к святым местам стал добавляться ручеек из северных стран, ставший со временем одним из главных источников благосостояния и сохранения православных святынь Палестины.

Любовь ко Граду Божию Иерусалиму, передававшаяся от русских паломников их соплеменникам, породила восприятие Иерусалима как образа горнего, небесного Града, будущего Царства Христова, где вся жизнь сосредоточена вокруг богослужения, вокруг святыни. Поэтому на Руси было так распространено подражание топонимике Святой Земли вокруг наиболее значимых духовных центров: свои Вифании, Гефсимании, Елеоны. А патриарх Никон в одном из основанных им подмосковных монастырей попытался с максимальной точностью воспроизвести Храм Гроба Господня, назвав его Новым Иерусалимом.

И сегодня мы имели радость сослужить Божественную литургию с Вашим Блаженством, Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви. Совершая Ваш мирный визит в пределы Русской Православной Церкви в эти пасхальные дни, Вы принесли нам благословение от свидетеля воскресения Спасителя — Живоносного Гроба Господня. И мы обращаем сегодня к Вам, Ваше Блаженство, слова нашей благодарности и братской любви. Посетив Россию и совершив Божественную литургию в этом древнем храме, Вы продолжили славную традицию Ваших предшественников — Блаженнейших Патриархов Феофана и Паисия, которые также молились под этими сводами главного храма Руси — Успенского собора Кремля, вместе с московскими патриархами и нашими благочестивыми государями. Вы — первый Иерусалимский Патриарх новейшего времени, который в этом святом историческом храме совершил Божественную литургию вместе с Предстоятелем и епископатом Русской Православной Церкви.

1 Стихира воскресная. Гл. 8.

141

 

 

В лице Вашего Блаженства мы приветствуем Матерь Церквей, несущую бремя попечения о всех православных паломниках Святой Земли. Мы приветствуем Вас как нашего возлюбленного о Господе Собрата, который совершает свое служение и молится за весь православный мир у святого Гроба Господня, который ежегодно передает в руки наших паломников благодатный огонь, благоговейно приносимый ими в Москву к самой Пасхальной заутрене, а из Москвы распространяемый по множеству градов России, Украины, Беларуси и других стран. Мы благодарим Ваше Блаженство за Ваше неустанное служение на Святой Земле, за гостеприимство и пастырское внимание к многочисленным паломникам из Русской Православной Церкви.

Мы также рады видеть среди нас Преосвященного епископа Авидского Кирилла, который привез нам поздравление нашего возлюбленного Собрата Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. Прошу Вас передать Его Святейшеству слова моей искренней братской любви и почтения.

Сердечно поздравляю Вас, Ваше Блаженство, Вашу честную свиту и всех, кто сегодня совершал Божественную литургию и молился в этом храме, с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — общим для всех нас праздником! Благодать Божия да пребывает со всеми нами!

В знак моей братской любви, Ваше Блаженство, прошу Вас принять литургический символ Предстоятельского служения — крест и две святые панагии, а также архиерейский жезл, на который Вы опираетесь на путях Вашего непростого патриаршего служения.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.