13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца в Георгиевском храме на Поклонной горе г. Москвы, 6. 05. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ
ПОБЕДОНОСЦА В ГЕОРГИЕВСКОМ ХРАМЕ НА
ПОКЛОННОЙ ГОРЕ г. МОСКВЫ
6. 05. 2012
Ваши Преосвященства1! Дорогие отцы! Досточтимый отец настоятель протоиерей Серафим (Недосекин)!
Я хотел бы сердечно поблагодарить всех вас за сегодняшнюю молитву, более же всего тех, кто сегодня собрались во множестве на Поклонной горе. В храм не могли вместиться все, и, выйдя после богослужения на паперть, мы будем иметь возможность помолиться также вместе
1 Епп. Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф (ныне архиеп.).
122
с нашей православной молодежью, увидеть Георгиевский парад тех представителей молодежи, которые посвящают свою жизнь служению Господу. Это наши православные следопыты, кадеты, воспитанники церковных школ и организаций, в которых поддерживается традиция, связывающая Православие с жертвенным служением Отечеству.
Мыслями об этом особенно проникаешься здесь, на Поклонной горе, на историческом месте, где некогда Наполеон не дождался ключей от города Москвы. Этот эпизод для нас — далекая, почти легендарная история, известная по картинам художников, которые изображали недовольного Наполеона, так и не дождавшегося ключей от сердца Руси. Богу было угодно, чтобы именно на этом месте был воздвигнут монумент героям-защитникам нашего Отечества в Великую Отечественную войну, и частью этого монумента является сей храм во имя святого великомученика и Победоносца Георгия.
Почему именно в честь великомученика Георгия был построен и освящен этот храм? Потому что святой великомученик Георгий является символом — видимым, зримым, человеческим символом — борьбы людей, одухотворенных благодатью Божией, со злом.
Я благодарю Вас, отец Серафим, за замечательный образ, который Вы мне подарили1. Действительно, Архангел Михаил, как свидетельствует христианское предание, низверг падшего денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими Ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом. Но эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту сторону, которую выбрал Архангел Михаил, другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс — дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, между добром и злом, — компромиссов можно достигать только в рамках неких общих ценностей.
Вот почему, когда на наше Отечество напал страшный враг, не было никаких разговоров о компромиссах. Казалось бы, позиция нашей
1 Настоятель храма-памятника преподнес Его Святейшеству образ Архангела Михаила и Небесных сил бесплотных.
123
страны была с точки зрения ее объективных возможностей неразумной: враг стоит у стен столицы; он во много крат превышает возможности нашей армии и всей страны; он лучше вооружен; у полководцев, приведших сюда те страшные полчища, огромный опыт ведения современной войны, наличие современного оружия, железная дисциплина — все то, чего не было тогда в русской армии.
Может быть, тогда было время для компромиссов? Может быть, надо было, спасая хотя бы что-то или, как говорят, из двух зол выбирая меньшее, идти с белым флагом навстречу врагу и договариваться? Никому, кроме предателей, это и в голову не приходило. Весь народ встал на защиту Москвы, в том числе и на том самом рубеже, на котором мы с вами сейчас находимся, и мы знаем, что под Москвой была одержана победа.
Храм в честь Георгия Победоносца был сооружен здесь еще и потому, что реально война прекратилась 6 мая 1945 года. Ни 7-го, ни 8-го никаких выстрелов уже не было — ждали только подписания капитуляции. 6 мая, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, прозвучал последний выстрел той страшной войны, и потому в церковном сознании именно с этим днем мы связываем исторический День Победы, прекращения войны.
Почему наш народ одержал победу? Архангел Михаил был призван низвергать зло с небесных обителей, не допускать носителей зла в общение с Богом и с Ангелами. Святой Георгий Победоносец, будучи человеком, имея собственную жизненную историю, также победил страшного дракона, олицетворявшего зло, — то самое зло, с которым боролся и Архангел Михаил. Но здесь присутствовал уже некий физический образ, то было зло, включенное в человеческое бытие, в человеческую историю, в человеческую жизнь.
Великая Отечественная война была войной со злом, так же включенным в человеческую жизнь, так же захватившим умы и сердца людей, так же приведшим к жертвам и трагедиям. И то, что народ наш горячо молился святому великомученику Георгию, было не случайно. Не случайно то, что гвардейские ленточки Советской армии — это ленточки ордена святого великомученика Георгия Победоносца, потому что глубоко утвердился в сознании людей тот факт, что святой великомученик Георгий есть победитель, — победитель зла в человеческой истории.
124
С каким же страшным злом столкнулся весь наш народ! Какие страшные потери были понесены! Сколько скорби, боли, страхов, не говоря уже о смерти и увечьях, стало платой за Великую Победу! Но ничто не могло остановить наш народ, который даже в самый страшный момент не пошел на компромисс со злом. Компромисс со злом есть компромисс с диаволом, а значит, поражение того, кто вступает в этот компромисс. И несомненно, силой Божией, как и героизмом наших людей, героизмом ни с чем не сравнимым, враг был отброшен от стен Москвы, а затем, словно во свидетельство заступничества святого великомученика и Победоносца Георгия, последний залп раздался уже далеко за пределами нашего Отечества — там, в логове врага, в день, когда Церковь чествовала имя святого великомученика, Победоносца и воина Георгия.
Существует множество слагаемых у нашей Победы. Это, несомненно, героизм людей, их способность идти на жертву. Это, несомненно, и организация, которая, может быть, не с самого начала войны работала совершенно, но тем не менее в значительной степени обеспечила разумные, убедительные действия и яркие победы. Военачальники, полководцы, наши солдаты также были непосредственными участниками той битвы со злом. Битвы, которую и святой великомученик Георгий вел со злом, — с тем злом, которое явлено, персонифицировано в конкретных человеческих личностях и конкретных человеческих деяниях. Но мы знаем, что причина зла — вне этого видимого мира, она там, где была первая битва Архангела Михаила с падшим денницей.
Поэтому всякий раз, когда мы выступаем на стороне правды, веры, мира, любви, чистоты, когда мы утверждаем Божии заповеди как основополагающий нравственный закон жизни современного человека, мы осуществляем волю Божию. Как люди несовершенные, мы не можем ее реализовывать совершенно, делаем ошибки; иногда, может быть, не хватает остроты ума и духовного зрения, чтобы избежать каких-то неправедных действий. И тем не менее, когда мы, Церковь Божия, утверждаем великие Божественные истины, положенные в основу человеческого бытия, мы одним уже этим вступаем в невидимую брань с теми, кто был низвергнут Архангелом Михаилом.
Эта брань не всегда проходит только в глубине человеческих сердец. Она выплескивается вовне и выражается в совершенно конкретных человеческих деяниях, исторических событиях, и Великая
125
Отечественная война является ярчайшим примером материализации той злой силы, которая, облекшись в силу человеческую, несла в себе смерть и разрушение для всего мира. Именно поэтому участие христианина в борьбе со злом — даже тогда, когда зло материализовано, когда зло принимает конкретные формы, даже когда сама борьба принимает конкретные видимые формы, — является делом богоугодным.
Вот почему мы прославляем сегодня и будем особенно прославлять в День Победы 9 мая имена наших героев. Они не только защитили Родину, но они были на стороне правды и добра, против лжи и зла, — и последующее развитие истории доказало это.
Пусть благословение Божие пребывает сегодня с Церковью нашей, с народом нашим. И да дарует нам Господь остроту зрения, силу чувств, силу разума, чтобы видеть то, чего, может быть, не видят многие: с одной стороны, зло, с которым не может быть компромисса, а с другой стороны, человеческие слабости и недостатки, с которыми может и должен быть компромисс во имя спасения душ человеческих!
Церковь не призывает к крестовым походам против тех, у кого есть некие политические разномыслия или отличающиеся взгляды на жизнь общества и государства, потому что наша борьба не против крови и плоти (Еф. 6,12). Все человеческие разногласия, пока в них не входит глубинное противостояние добра и зла, могут и должны решаться миром, добрым словом, взаимным прощением, любовью. Там же, где зло являет себя в образе человеческом и несет свою разрушительную силу, Церковь и народ должны сугубо бодрствовать.
Верим, что Господь не оставит Отечество наше, не оставит Церковь нашу, не оставит всех тех, кто, подобно Георгию Победоносцу, готовы пресекать зло в нашей жизни, всех тех, кто с именем Божиим связывают свою собственную жизнь и оценку всех исторических событий.
В этот день я хотел бы пожелать мира душевного, здравия духовного и телесного, спокойствия всему нашему народу, способности отличать все те человеческие конфликты и столкновения, которые легко решаются человеческой мудростью, готовностью идти на компромисс, жертвовать собой ради более высокой цели, от тех конфликтов, где является зло, с которым не может быть никакого компромисса.
Собственно говоря, Церковь и призывается различать духов (1 Кор. 12,10) и помогать людям понимать, где — поле непримиримой
126
борьбы, а где — поле применения духовных сил для разрешения человеческих недоразумений. Аминь. Храни вас Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.