13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в день памяти благоверного князя Даниила Московского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря, 17. 03. 2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ЛИТУРГИИ
ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ДЕНЬ ПАМЯТИ
БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
17. 03. 2014
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый игумен, отец архимандрит Алексий2! Дорогие иноки! Братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с днем памяти святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского — человека, который вошел в историю не в громе и молнии, не в сиянии побед, не благодаря силе оружия или великим свершениям, а в тишине и молитве. И это говорит нам о том, что не только громкие победы и достижения, но и молчание и молитва могут быть сильным орудием в руках светских правителей.
Мы живем в мире, где события происходят стремительно — гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Необходимо быстро принимать решения, причем речь идет не только о государственных деятелях, — люди, работающие в бизнесе, в сфере информации, во многих иных сферах, хорошо понимают, как быстро нужно действовать, чтобы чего-то не упустить. У некоторых людей есть
1 Митрополиты Волоколамский Иларион, Истринский Арсений, Челябинский и Златоустовский (ныне Казанский и Татарстанский) Феофан; архиеп. Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Солнечногорский Сергий, Троицкий и Южноуральский Григорий.
2 Архим. Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря.
97
великий дар — быстро мыслить. А у других такого дара нет, хотя по силе мысли вторые могут не уступать первым. Одни физически быстры, у других этой физической силы нет, но это не значит, что они не могут достичь той же точки, что и быстро идущие. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели — мы должны жизнью своей Ему служить.
Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья жили и поступали иначе: были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом: именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.
В наше время, когда люди обращают особое внимание на скорость принятия решений, на динамизм, мы должны проповедовать необходимость для человека сочетать все это с серьезным анализом самого себя и окружающей действительности, с тем чтобы динамизм был прочным, чтобы, делая шаги вперед, мы не двигались назад, чтобы Господь через молитву входил в наше сознание и укреплял нас в правоте принимаемых решений. Вот такой пример дает нам святой благоверный князь Даниил Московский.
Сегодня ветхозаветное чтение (Быт. 6, 9-22) касалось очень интересной и важной темы: истории Ноя. Господь принимает решение потопить человеческий род, уничтожить его, стереть с лица земли, потому что это род развращенный. Люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения. Никакого возрождения этого сгнившего плода уже быть не могло — по тогдашней такой небольшой вселенной, заселенной разумными людьми, зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было. Человечество прошло точку невозврата и устремилось к своему саморазрушению, потому что зло всегда завершается небытием, останавливается смертью и разрушением. И Господь принимает Божественное решение уничтожить падшее человечество, — кроме тех, кто сохранил веру, кто
98
еще жил по Божиему закону. Таких было очень немного — одно семейство праведного Ноя с сыновьями и женами.
Многие подвергают сомнению факт Всемирного потопа. Однако мы находим научные подтверждения того, что был период, когда земля (по крайней мере, большая ее часть) покрылась водой, — именно с этим связывают последующие изменения климата и исчезновение различных экзотических видов животных. Действительно, следы потопа присутствуют на земле, так же как и в эпосах древних народов. Но самым ярким свидетельством о потопе является рассказ Библии о том, как Господь истребляет зло.
А истребляет ли Он зло сегодня? После потопа Бог обещает никогда больше не наводить на людей потоп, не уничтожать их водой. Но вторгается ли Бог в человеческую историю? Уничтожает Он зло или предоставил возможность роду человеческому действовать совершенно свободно, в том числе умножая зло? Руку Божию видно в истории. Не каждый ее видит, но, если повнимательнее присмотреться, она видна. Когда в нашей стране произошли революционные события, когда десятки и сотни тысяч расстреливались без суда и следствия, когда закрывались храмы и монастыри, когда в храмы врывались люди с оружием, останавливали богослужения, выводили священника и тут же, на глазах прихожан, его расстреливали, некоторым казалось, что это конец света. Одни думали: «Это все, конец, такое невозможно пережить». А другие теряли веру и спрашивали: «Где же Бог? Почему Он не пошлет легионы Ангелов, чтобы защитить правду, защитить нашу многострадальную Родину от очередного разрушения? Почему не пошлет силы Свои, чтобы немедленно наказать этих страшных людей?» Господь не посылал легионы Ангелов, но зло стало перемалывать само себя. Зло, уничтожающее злых, для многих представлялось полным безумием, торжеством тирании, но ведь как много в годы тирании было уничтожено тех, которые разрушали храмы и монастыри, расстреливали священников! А потом грянула Великая Отечественная война, и мы понесли огромные потери. До сих пор мы оплакиваем эти потери и задаем себе вопрос: «Что это было за испытание для народа нашего?» Ответить можно только так: «Ни одно испытание Бог не дает напрасно». Мы кровью своей, великой кровью, искупили беззаконие народа нашего — без всякого всемирного или локального потопа. А те, кто пришли к нам с неправдой, кто
99
уничтожали наш народ, тоже до конца испили страшную чашу наказаний за свое зло и за свою неправду.
Что же совершает с нами Господь? Ведь Он рядом с нами, Он присутствует в истории, мы видим Его руку. Мы не можем сказать, что все происходящее с родом человеческим напрасно, — нет, Господь попускает одним наказывать других за грехи. А если наказующий сам преступает Божественные законы, то и он будет наказан.
Бог присутствует в истории, Он присутствует в нашей жизни. Нужно только снять очки, протереть глаза, взглянуть не столько физическим зрением, сколько своим умом, своими сердечными очами на то, что происходит в мире, и понять, что с нами Бог. О чем мы и говорим, воспевая великие слова: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся. . . яко с нами Бог (Ис. 8, 8-10). Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, к справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других. И как наказание за грехи не приходит немедленно, так и поддержка нас тоже происходит не моментально — мы нередко проходим через скорби, для того чтобы увидеть в жизни своей руку Божию.
Святой благоверный князь Даниил принял монашеский постриг, будучи князем, главой большого удела, видимо, потому, что он понимал самое главное, прозревая то, что многие другие князья прозревать не могли. Потому и меч из ножен он не вынимал так быстро, как все его соседи. Потому и народ свой не терзал пытками и мучениями, как это иногда делалось в то непростое время. Он вошел в нашу историю как любвеобильный отец, который не захотел внешних почестей, воздаваемых князьям, и принял монашеский постриг. Оставаясь принципиальными, отстаивая свою позицию, когда мы уверены в том, что эта позиция соответствует Божией правде, мы не должны забывать, что наши деяния нужно всегда сопровождать молитвой и тишиной, чтобы деяния эти были действительно праведными.
Всех вас, мои дорогие, я поздравляю с праздником, и пусть благословение Божие молитвами святого богоносного отца нашего Даниила, преподобного и благоверного князя, пребывает со всеми вами. Аминь.
100
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.