13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы в Косине г. Москвы, 10. 03. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ, О СТРАШНОМ СУДЕ,
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В КОСИНЕ г. МОСКВЫ
10. 03. 2013
Ваши Преосвященства, досточтимые владыки1! Ваше Преподобие, отец Димитрий2, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с воскресным днем! День сегодня особенный — воскресенье, которое на языке церковного Устава именуется Неделей мясопустной. Нас отделяет от Великого поста одна неделя; сегодня заговенье на мясную пищу, предстоят дни масленицы, а затем и Великий пост.
Существуют три подготовительных Недели к Великому посту, и каждый из этих воскресных дней призван служить верующему человеку, приуготовляя его душу ко вступлению на поприще Великого поста. Сегодняшнее воскресное чтение послужило причиной того, почему эта Неделя мясопустная именуется воскресеньем о Страшном Суде: в Евангелии от Матфея мы слышали повествование Господа о том Суде, через который пройдет каждый человек после смерти (Мф. 25, 31-46).
Памятование о Страшном Суде нередко удерживает человека от ошибок, от греха, помогает ему со вниманием относиться ко всему, что он говорит, что он делает, и даже к тому, о чем он мыслит. Но очень многие люди, даже будучи православными верующими, говорят, думая о вечности, примерно так: «Кто же знает, что там будет? Ну откуда это известно?»
О загробной жизни в Слове Божием сказано достаточно много. И сегодняшнее Евангелие как раз и открывает нам тайну того, что ждет каждого человека, — он будет судим Богом.
Как говорит святой Феофан Затворник, размышляя над Евангелием сегодняшнего дня, Господь предлагает нам повествование о Страшном Суде для того, чтобы оно запечатлелось в нашем сознании, дабы
1 Епп. Дмитровский Феофилакт, Подольский Тихон.
2 Прот. Димитрий Бабьев.
93
приуготовить нас к тому событию, через которое пройдет каждый человек. Действительно, евангельское чтение призвано сконцентрировать наше сознание на том, что находится за порогом смерти. Человек устроен так, что его внимание обычно обращено на то, что рядом с ним: на родных, на близких, на дом, на машину, на работу, на успехи или неуспехи, на достижение материального благополучия, на преодоление трудностей, в том числе политических, экономических. . . На чем только не сконцентрировано наше внимание! Но менее всего на том, что будет после нашей смерти. И как бы не желая думать об этом, даже люди верующие говорят, что неизвестно, что будет за гробом. На самом деле о загробной жизни в Священном Писании сказано очень много или, по крайней мере, достаточно, чтобы мы поняли свою ответственность в этой жизни за жизнь вечную.
Есть и другие рассуждения, которые часто присутствуют даже в среде православных людей: «Ну что поделать? Безгрешных нет, все мы грешим. Если каждого грешника наказывать, что же получится? Да ведь Господь милостив! Надеемся на Его милость — вот и грешим».
Для того чтобы понять, что такая логика ошибочна, опасна, губительна, нужно подумать вот о чем: Господь Бог не пожалел Сына Своего Единородного, чтобы Он принял наказание за грех всего человеческого рода. Значит, тема наказания, связанная с темой справедливости, — это серьезно. Это то, что вложено в Божий замысел о мире, о человеке, о вечности. Если Сын Божий взошел на Голгофу для того, чтобы понести наказание, то почему мы так легкомысленно считаем, что нас наказание там, за гробом, минует? Бог не пожалел самого близкого к Нему ангела — денницу, наказав его за грех богоотступничества. Почему же Господь не будет наказывать нас за наши грехи?
А что такое наказание? Наказание теснейшим образом связано со справедливостью. Представьте себе, что было бы, если бы в нашем земном мире не было наказания. Преступники разгуливали бы на свободе, сильный всегда одерживал бы победу над слабым, могущественный — над тем, у кого могущества нет. Где можно было бы найти правду, какое можно было бы отыскать убежище?! Это было бы невозможно, — господствовала бы сила, ибо не было бы справедливости.
Тема справедливости, тесно связанная с нравственной природой человека, является вызовом для безбожного сознания. Что такое справедливость? Откуда появилось это понятие? В животном мире его
94
нет — там побеждает сильный, там правят инстинкты. Но мы знаем, как остро люди переживают нарушение справедливости, будь то в семейных отношениях, в трудовых коллективах, в обществе, в государстве, в мире! Ради достижения справедливости люди брали в руки оружие, и мы знаем, что они часто отдавали свои жизни во имя торжества справедливости.
Откуда же взялось это понятие? И ведь во всем мире законы принимаются именно с учетом этого общего понятия справедливости, которое практически не описано рационально, а если и описывается, то очень по-разному, но чувствуется всеми одинаково.
А может ли быть справедливость без наказания? Нет, не может, потому что тот, кто нарушает справедливость, должен быть судим и наказан. На этом основывается стабильность человеческого общества. Но если так, то что же говорить о вечности? Разве там может быть несправедливость? Разве человек, живущий несправедливо, неправедно на земле, может продолжать и в бессмертии жить с этим грузом, будучи при этом уверенным в своей правоте? Тогда это уже не жизнь вечная, это нечто совсем иное, это продолжение мучений.
Именно Суд Божий и ставит последнюю точку в историческом процессе. Ведь многого мы не знаем, многое происходит втайне, многое сокрыто (и не только в каких-то архивах, которые не открываются), — сокрыто и внутри человеческой истории, потому что очень часто исторические события объясняются совсем не теми причинами, которые реально к ним привели. Есть много тайн, которые покрывают человеческое зло, и с этими тайнами люди уходят в иной мир.
И что же? Где же тогда Божественная справедливость, если не совершился над беззаконниками суд Божий в этом мире? Тогда остается только суд после смерти. Поэтому Суд Божий проистекает из самого Божиего замысла о человеке. Господь вложил в нравственную природу людей понятие о справедливости, и суд в вечности призван в абсолютной мере проявить Божественную справедливость.
Каждый из нас предстанет пред Богом. Ни одному не удастся уйти от этого суда, и каждый получит по делам своим. То, что мы лицемерно скрывали в этой жизни, мы не сможем скрыть там, пред лицем Божиим. Все мы будем открыты пред Богом, и каждый даст ответ за свои грехи.
Сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея настраивает нас еще на одну очень важную мысль: как человек может оправдаться? Ведь
95
все мы совершаем греховные поступки — в мыслях, в делах. Сегодняшнее Евангелие помогает нам понять, что может нас спасти, что может покрыть наши недостатки, чем мы можем искупить нашу вину.
«Накормил ли ты голодного? Напоил ли того, кто жаждал? Принял ли странника? Одел ли нагого? Посетил ли больного или того, кто в тюрьме?» Какой короткий перечень! Казалось бы, Господь, Который дал миру заповеди, должен был бы вложить в уста Божественного Судии вопросы об их исполнении: «Исполнил ли ты такую-то заповедь, или другую, или третью?» Господь не говорит больше о заповедях — Он говорит о конкретных делах. И понятно, что этот список можно продолжить, ведь речь идет не только о больных, нагих, голодных, жаждущих, заключенных, — речь идет о помощи другому человеку.
Почему же помощь другому человеку искупает наши грехи? Да потому что в такой помощи, в способности творить добрые дела обнаруживается величайшая заповедь и величайшая ценность — любовь; без любви в сердце человек не может ничего этого делать. Но многие могут сказать: «А я не чувствую любви. Ну, разве что к самым что ни на есть родным: к отцу, к матери, к брату, к сестре, к мужу, к жене, к детям, да и то. . . » Как же стяжать любовь, чтобы нести добро людям? Никаким искусственным напряжением воли, никаким горячим желанием полюбить человека, никакой решимостью начать любить с понедельника или с нового года сделать этого не получится. Любовь приходит в сердце постепенно именно через совершение добрых дел. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, далекими, — они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце, потому что нет иного способа и иной возможности возрастать в любви, как только творить те дела, которые спасут нас на Страшном Суде Божием.
Господь действительно дал нам это повествование, чтобы, как сказал святитель Феофан, приготовить нас к Суду. Вся наша жизнь и есть такое приготовление. Нужно готовиться с малого детства — нужно учиться доброте и любви. Нужно готовиться и в зрелом возрасте. Нужно готовиться и в пожилом возрасте, и в глубокой старости. Потому что никто не знает, в какой момент закончится наша жизнь и с каким багажом мы предстанем пред лицем Божиим.
Вот почему повествование о Страшном Суде и предлагается нам в преддверии Великого поста, — чтобы мы провели это время
96
в размышлениях о самих себе, о своей жизни, о своем внутреннем мире, о своей вере, о своей жизни и постарались измениться к лучшему. А изменение к лучшему — это и есть покаяние.
Да дарует нам Господь силы совершить великопостное покаянное поприще, дабы изменить свой ум, свою волю и свои чувства, открыв их навстречу Божиему слову! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.