13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, в Успенском соборе Московского Кремля, 3. 03. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 400-ЛЕТИЯ ПРЕСТАВЛЕНИЯ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
3. 03. 2012
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки1, отцы, братья и сестры, весь народ наш поздравляю с великим
1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион;
79
юбилеем — 400-летием мученической кончины Предстоятеля Церкви нашей Святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея России.
Единственный мученик на Московском патриаршем престоле завершил дни свои совсем недалеко отсюда, в подвалах Чудова монастыря, как поборник и защитник православной веры, как великий защитник и спаситель Отечества нашего.
Совершенно особым был путь Святейшего Ермогена к этой славной и трагической кончине. В 1913 году, когда состоялось его причисление к лику святых, в народе распространялась листовка, где в нескольких словах говорилось о жизненном пути Первосвятителя, завершившемся мученической кончиной в Чудовом монастыре. Я оглашу эту листовку — три фразы, которые охватывают всю жизнь святителя: «За пламенную веру он был удостоен обрести Казанскую икону Богоматери. За пастырскую любовь он был избран и посвящен митрополитом Казанским. За стойкость в вере православной призван Святейший Ермоген в Патриархи Всероссийские». И добавить к этому можно: за пламенную любовь к Церкви, Отечеству и народу принял мученический венец.
Действительно, жизнь святителя Ермогена связана с Казанью, хотя родился он на Дону. В Казани он был человеком светским, занимался торговлей. Был он благочестив, и народ избрал его, чтобы он стал их священником. Будущий святитель жил семейной жизнью, имел жену, детей и был добрым пастырем. В это самое время происходит чудо обретения Казанской иконы Божией Матери. Святитель принимает активное участие в прославлении этого образа и вскоре избирается на Казанскую кафедру, став митрополитом и отцом всех верных на восточных порубежьях Руси.
Великие испытания выпали на долю нашего Отечества в начале XVII века. Внешние хитросплетения наложились на конфликты, связанные с пресечением древней династии московских царей. И внешний враг воспользовался этим, и внутренние изменники, стремясь к власти, пренебрегая национальными, государственными интересами, стали
архиепп. Можайский Григорий, Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Бронницкий (ныне Выборгский и Приозерский) Игнатий, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай.
80
разрушать единство русского общества. Вначале появился Лжедмитрий — как мы знаем, ставленник внешних сил, а затем и другие, кто называли себя царями. Некоторое время у власти был царь Василий Шуйский, который пытался сохранить закон и порядок, но ни ему, ни обществу не хватило сил, чтобы удержать страну от великой смуты. И тогда враг открыто вступил в пределы нашего Отечества, возжелав разрушить Русь. Польский король Сигизмунд с большой, хорошо вооруженной и организованной армией вступил в пределы нашего Отечества и обложил город Смоленск, который два года держал осаду, не сдаваясь врагу.
А в это время в Москве творились страшные деяния: бояре, элита наша, как мы теперь сказали бы, интеллигенция, соблазненная возможностью лучшей жизни, предала страну и народ свой и открыла врагу врата Московского Кремля — и в прямом, и в переносном смысле. Святитель Ермоген, оставаясь верным своей архиерейской присяге, своему патриаршему предназначению, всячески боролся — в первую очередь с внутренними изменниками, которые, конечно, таковыми себя не считали. Он предупреждал их о грозных опасностях, связанных с пришествием иноземцев, с восхождением на московский престол неправославного царя. Из последних сил святитель старался остановить все то, что могло последовать за этой изменой. Но не хватило у него сил, и, будучи отвержен боярами и заточен ими в подвал Чудова монастыря, он уже не мог воспрепятствовать пришествию в Москву врага. Но и там, пребывая в голоде и холоде, он не был сломлен. Он не ответил на просьбы и угрозы врага, который требовал от него воззвания к народу, чтобы тот принял клятву верности новым правителям и прекратил думать о каком-либо сопротивлении. Можно себе представить, что творилось в душе святителя! Враг — в Кремле, бояре, образованная часть общества, — вместе с врагами. Где искать опору? От чего отталкиваться? К каким идеалам призывать народ? Как вдохнуть в людей ревность о защите Отечества?
Святитель Ермоген имел эту опору в вере своей, в верности Господу, в верности своей архиерейской присяге, своему патриаршему долгу. Из, казалось бы, совершенно безнадежного положения, будучи отторгнут своими же, предан теми, кто должен был защищать страну, он находит
81
в себе силы отвергнуть всякие посулы врага и обратиться к своему народу, распространяя грамоты с призывом встать на защиту Отечества.
На кого же опирался святитель Ермоген? Он опирался на Церковь, он повелел архиереям нести эти грамоты и в Казань, и в Рязань, и в другие города. Он призывал архиереев Божиих вдохновить народ на борьбу. И это свершилось! Церковь, движимая волей, исповеднической силой духа патриарха Ермогена, вдохновила народ, — и собралось воинство русское, и двинулось на Москву. Не дожил святитель Ермоген до 4 ноября (по новому стилю), когда пал Китай-город, а вслед за ним Кремль, с чего и началось освобождение Москвы и земли Русской. Он скончался 1 февраля (по новому стилю) 1612 года, будучи замучен голодом, жаждой и холодом в подвалах Чудова монастыря.
И сегодня, 400 лет спустя, мы прославляем его святое имя. 400 лет спустя мы с надеждой взираем на его пример подвижнического служения Церкви и народу своему. 400 лет спустя мы, может быть, понимаем лучше, чем его современники, всю силу его подвига и все значение того, что он сделал. 400 лет спустя мы молимся ему о том же, о чем он просил Бога: чтобы Господь просветил умы и сердца людей наших, чтобы укрепил веру православную, уберег от помрачения, от потери жизненных ориентиров, чтобы добро в сознании наших современников не путалось с ложью, а подвиг любви к Отечеству — с предательством. Та же молитва, которую возносил патриарх Ермоген, и сегодня возносилась в этом храме, у его цельбоносных мощей нами и, верим, всей Церковью Русской.
Наша надежда состоит в том, что по молитвам святителя Господь сохранит землю нашу в мире, в гражданском единомыслии, что никакая измена и никакое помрачение сознания больше не приведут к разрушению Отечества нашего. На страже всего этого стоит святитель Ермоген. Он сегодня одесную Бога в Царствии Его, и верим, что не пресекается молитва, о которой он говорил в своих посланиях, об Отечестве нашем, о Церкви нашей, о том, чтобы Господь приклонил милость к Руси Святой, даруя всем нам силы душевные и телесные, способность любить народ свой и страну свою и хранить веру православную во спасение душ наших. Аминь.
82
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.