13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о Страшном Суде в храме в честь Архангела Михаила в Тропареве г. Москвы, 23. 02. 2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В ТРОПАРЕВЕ г. МОСКВЫ
23. 02. 2014
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Георгий2, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!
С большой радостью я вступил под своды храма святого Архистратига Божия Михаила — первого храма, который был открыт в городе Москве после долгих лет разрушения храмов Божиих и притеснения Церкви. Хорошо помню время, когда многие, взирая на благолепный внешний вид этого храма, надеялись, что он когда-нибудь откроет свои двери всем, кто пожелает войти под его своды и совершить молитву. И 25 лет назад храм святого Архистратига Божия Михаила в Тропареве был открыт, начав череду возрождения в первопрестольном граде старинных храмов и попранных святынь.
Удивительным образом 25-летие со дня возобновления богослужений в этом храме и 320-летие со дня его основания совпадают с воскресным днем, который посвящен Страшному Суду. Мы все знаем из Слова Божия, что в конце человеческой истории, когда откроется новая страница бытия человечества, совершится некое особое таинственное деяние: Бог силой Своей отделит праведных от грешных. Под грешными
1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко; † 2015); епп. Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Рославльский) Исидор, Сарапульский и Можгинский (ныне митр. Ижевский и Удмуртский) Викторин.
2 Прот. Георгий Студенов, настоятель храма в честь Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы.
59
подразумеваются не те, которые согрешают, но каются и идут по пути духовного очищения, а те, которые свою неправедность и свою греховность возводят в ранг праведности, свою человеческую правду поставляют на место правды Божией и в гордыне своей противостоят Богу.
Однако Суд, который Господь совершит над каждым из нас и который предопределит судьбу каждого в вечности, не является одномоментным. В каком-то смысле Суд начинается уже здесь, в нашей жизни, только не все мы способны видеть руку Божию и не все способны почувствовать Его любовь и Его справедливость.
На самом деле, Господь постоянно словно корректирует наш жизненный путь, осуждая нашу неправедность, наказывая за грехи и поддерживая нас в добрых деяниях. Но Бог не совершает этого таким образом, чтобы для всех это было абсолютно очевидным. Он не действует с непреодолимой силой в нашем физическом мире и в нашем историческом бытии. Когда мы поступаем не по правде Божией, когда мы грешим, мы словно преодолеваем силу Божию, — но не потому, что Бог слаб, а потому, что Он оставляет нам возможность поступать по своему хотению, хотя и при этом не оставляет нас без Своего отеческого попечения. И когда нас посещают скорби и болезни, когда неудачи вдруг делают тяжелой нашу жизнь, то причину не следует искать в других — нужно искать причину в самих себе и открывать свое сердце и свой разум Господу.
Суд Божий совершается над нами. Он совершается всякий раз, когда мы творим свою собственную правду, — а таких правд не счесть! Мы вообще живем в эпоху, когда поддерживается опасная идея: «Сколько голов — столько умов и столько правд» — у каждого, мол, своя правда. И когда мы отстаиваем свою правду, пренебрегая правдой Божией, когда мы эту свою маленькую правду, которая на деле оказывается не правдой, а кривдой, вводим в конфликт с правдой Божией, мы согрешаем, и над нами совершается суд не только в жизни вечной, но и в этой жизни.
Когда это происходит? Это происходит, когда мы вступаем в конфликты, например семейные. Когда мы именно свою точку зрения считаем правдой, непременной для других, когда мы ее жестко отстаиваем, причиняя боль и страдания нашим ближним. Вместо того чтобы соотнести свое мнение и свое убеждение с Божией правдой, мы агрессивно конфликтуем; мы не думаем о Божией правде, нередко разрушая свои
60
семьи, отторгая супругов, противопоставляя детей родителям и родителей детям. И через страдания, которые мы принимаем, над нами совершается Суд Божий. Господь словно говорит: «Хотите жить по своей правде, которая правдой не является, — живите, но помните, что эта жизнь несовместима с человеческим счастьем».
То же самое происходит и в наших трудовых коллективах. Как часто мы конфликтуем, как часто добиваемся своего! Как часто, прокладывая себе путь вперед, обеспечивая свою карьеру, мы попираем других, иногда просто сбрасывая со своего пути. Нам кажется: кто же может сделать что-то лучше нас? Ну, не тот же, кто стоит поперек моего пути, — я сделаю лучше, больше, значительнее. . . И мы не останавливаемся перед тем, чтобы собственной силой или, опираясь на чужую, расчистить себе жизненное пространство.
То же самое происходит и в жизни обществ и народов, когда определенная группа людей начинает продвигать свои интересы, невзирая на правду Божию и не соотнося свое мнение с Божественной правдой; нередко это приводит к глубочайшим страданиям, и куда более сильным, чем страдания семейные. От такого несоотнесения человеческой правды, своего мнения с Божественной правдой страдают очень многие. Если взглянуть на историю рода человеческого, на историю всех войн и революций, восстаний, противоборств, то там нет никакой Божией правды, там только человеческое мнение относительно того, что хорошо или что плохо для определенной группы людей и для определенного времени и места. Но как часто в результате борьбы за эти убеждения, за эту маленькую человеческую правду попирается правда Божия! И проливается человеческая кровь, дети сиротеют и жены теряют своих мужей. . .
Как много этой крови было пролито в истории! И сегодня мы не можем не вспомнить о многострадальной Украине. И там во имя человеческой правды, ради утверждения одной или другой точки зрения проливается братская кровь, совершается великий грех братоубийства.
У Церкви нет другого послания, как только призыв в каждый момент времени, когда поднимается рука для удара, когда тянется рука к оружию, чтобы убить другого, соотносить это деяние с Божией правдой, с тем, что мы сегодня слышали в Евангелии, — кто будет оправдан, а кто осужден. И если человек боится Бога и Суда Его, он снимет палец
61
со спускового крючка, он опустит руку, он не будет убивать другого, — он найдет другие способы утверждения своей правды.
И нужно помнить, что Суд Божий совершается не только в конце истории. Бог судит нас не по тому, какие политические взгляды мы имеем, не по тому, насколько много и убедительно мы говорим о свободе и насколько громко и убедительно мы говорим о справедливости, а по тому, что мы реально делаем в жизни.
История всего нашего Отечества исполнена многих примеров того, как попытки людей силой утвердить свою точку зрения никогда не приводили к достижению тех целей, во имя которых проливалась братская кровь. И поэтому сегодня мое слово к Украине, близкой моему сердцу, к украинскому народу: сосредоточьтесь, успокойтесь! Вы — христианский народ! Преломите все то, что происходит, сквозь призму своих христианских убеждений, сквозь Евангелие, повествующее нам, кроме всего прочего, и о Суде Божием. И да не прольется более ни одной капли братской крови! Об этом мы сегодня молились горячо и коленопреклоненно, испрашивая у Господа милости и благословения Украине, Киеву — матери городов русских.
И вот еще о чем мне хотелось бы сказать в этот день. 20 с лишним лет на территории Украины происходят непростые политические процессы, результатом которых явилось трагическое разделение нашей Церкви. В течение минувших лет были попытки использовать политическую силу для того, чтобы решить церковный вопрос на Украине. Хочу сказать сегодня, обращаясь ко всему украинскому народу: власть не должна вмешиваться в церковные дела. Силой невозможно решать церковные вопросы. Единство Церкви не может быть достигнуто в результате насильственных действий. Никогда в истории не удавалось силой решить церковные проблемы. Нужно, чтобы Церковь самостоятельно, не опираясь ни на какие внешние факторы, решала все те вопросы, которые перед ней стоят.
И сегодня, как и ранее, я обращаюсь к братьям и сестрам на Украине, находящимся в расколе, с призывом к единству. Но не к тому единству, которое будет результатом изменившейся политической конъюнктуры, не к тому единству, которое будет опираться на силу, а к тому единству, которое будет проистекать из искреннего желания вернуться к каноническим принципам, без которых не может жить Церковь. Преодоление раскола всегда должно идти по пути возвращения
62
к каноническим принципам церковного бытия. Только такое единство будет прочным и спасительным.
Верю, что по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских, по молитвам всех святых, в Церкви нашей просиявших, Господь сохранит Церковь в Украине и дарует украинскому народу силу преодолеть многие трудности его духовного и материального состояния, и в первую очередь — законным и праведным путем преодолеть разделение Церкви.
Пусть благословение Божие пребывает над всем украинским народом, над Украинской Православной Церковью, над всей нашей многонациональной Церковью, хранящей предание неразделенной Руси, хранящей предание святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира. Верим, что духовная сила, проистекающая из Киевской купели Крещения, помогавшая нам сохранять духовное единство на протяжении тысячи лет, и сегодня поможет преодолеть трудности и разделения, опираясь на веру православную, на Слово Божие, на великое свидетельство Самого Бога о Суде, который Он совершает в человеческой истории и который Он совершит в конце времен. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.