Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в кафедральномсоборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 20. 11. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

20. 11. 2013

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Высокие представители государственной власти3! Матушки игумении! Дорогие отцы, братья и сестры!

Обычно я не праздную торжественно день своего рождения. И даже став Патриархом, первые годы совершал в этот день богослужение в крестовом храме. Но затем, под сильным влиянием и даже давлением окружающих меня людей, согласился на то, чтобы в этот день служить в Храме Христа Спасителя, поскольку есть люди, которые хотели бы

1 Митр. Крутицкий и Коломенский.

2 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Волоколамский Иларион, Калужский и Боровский Климент, Вышгородский и Чернобыльский Павел, Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Тамбовский и Рассказовский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Бориспольский и Броварской Антоний, Ставропольский и Невинномысский Кирилл; архиепп. Филиппопольский Нифон (представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси; ныне митр.), Можайский Григорий, Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений (ныне митр.), Верейский Евгений, Новогрудский и Лидский (ныне Новогрудский и Слонимский) Гурий, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Илиан (Востряков), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Выборгский Игнатий, Серпуховской Роман, Пятигорский и Черкесский Феофилакт (ныне архиеп.), Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеймон, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Воскресенский Савва, Шахтинский и Миллеровский Игнатий, Балашихинский Николай, Амурский и Чегдомынский Николай, Нефтекамский и Бирский Амвросий, Зарайский Константин, Смоленский и Вяземский (ныне митр. Смоленский и Рославльский) Исидор, Гатчинский и Лужский Митрофан.

3 Беглов А. Д., полномочный представитель Президента РФ в Центральном ФО; Воробьев А. Ю., губернатор Московской области; Мединский В. Р., министр культуры РФ; Чуров В. Е., в то время председатель Центральной избирательной комиссии РФ; Яровая И. А., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции; Слуцкий Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

534

 

 

прийти и поздравить. Поэтому, с полным смирением совершая сегодня Божественную литургию и сознавая, что речь идет, конечно, о личном дне, я одновременно благодарил Бога за всех вас, мои дорогие, кто сегодня вместе со мной молился, служил, кто вместе со мной возносил молитвы ко Господу. Потому что всякий раз, когда мы вместе молимся и причащаемся от единой Святой Чаши, мы соединяемся друг с другом во единое Духа Святого Причастие. И эта внутренняя сила, которая соединяет нас в момент Святой Евхаристии, помогает далее уже и в обычной жизни, часто в очень непростых условиях, чувствовать и сознавать поддержку друг друга и, опираясь на людей, духовно и по убеждениям близких, совершать то, что приходится мне совершать в качестве Патриарха.

Сегодня у нас были два удивительных чтения. Апостольское чтение (Кол. 3, 17 — 4, 1) рисует нам замечательную картину гармонии людей, живущих христианской жизнью. Апостол говорит о том, как жены должны любить своих мужей, как мужья должны любить своих жен и заботиться о них, как дети должны слушаться родителей и как родители не должны досаждать своим детям. И кажется, что если бы все выстраивалось в жизни так, то какой был бы мир, какой покой и какая радость вокруг, как люди укрепляли бы друг друга своей любовью, своей поддержкой! Но ведь этого не происходит во многих случаях... И сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 12, 48-59) словно идет вразрез с апостольским чтением. Господь говорит о том, что люди разделены, и разделены в том числе и через Его пришествие в мир. Он говорит о разделениях между мужем и женой, между родителями и детьми.

Так что же реально происходит — разделение или совместная жизнь, торжество человеческого счастья и любви или конфликты? На этот вопрос можно ответить только так: и то, и другое. В конце концов, каждый человек своей свободной волей выбирает одно из двух. И если он выбирает конфликт, это не значит, что он ненормальный человек и хочет себя погубить, — совсем не так. Кто же хочет себя погубить, когда, движимый любовью, вступает в брак? Ведь брак связан со счастьем, благополучием, — это то, что описывает апостол Павел в своем сегодняшнем послании. Почему же так часто брак становится источником разделений, скорбей, конфликтов, ненависти, противостояний и даже криминала? Потому что потенциал любви оказывается

535

 

 

исчерпан, разрушен и на его место приходят антиподы любви: ненависть, злоба и разрушение.

Вот почему сегодня в этих двух новозаветных чтениях мы и видим две картины — потому что не существует одной картины мира. Есть идеальная картина, которую описывает апостол Павел, но есть и реальная картина, о которой говорит Господь в Своем Евангелии.

А где же в этом все мы? Мы с вами в самом эпицентре этого противоречия и этих конфликтов. Мы как Церковь призваны разделять с людьми величайший духовный опыт любви. Мы призваны помочь людям понять, принять сердцем и душой и осуществить в своей жизни ту дивную картину гармонии, которую рисует апостол Павел.

Но одновременно, зная о том, что очень многие обычно не способны к такого рода деланию, Церковь должна обращаться и к ним — к тем, кто склонен разрушать, а не соединять, ненавидеть, а не любить. Наше обращение должно быть ко всем, для того чтобы Божий замысел о мире, о человеке, о человеческой семье, о человеческих отношениях воплотился в жизнь.

Собственно говоря, потому Церковь и оказывается в эпицентре борьбы, совсем этой борьбы не желая, никого не обижая. Нельзя назвать ни одну другую организацию, которая бы так обращалась к людям в общественном пространстве: никаких оскорблений, никаких упреков. Но одновременно Церковь, неся свое тихое слово современному человеку, не может отказаться от своего призвания грех называть грехом, а грешника призывать к покаянию.

Это особенно значимо в современной жизни, когда многие грешники призыв к покаянию воспринимают как некую агрессию, как давление, как проявление мифического сращивания Церкви с государством: Церковь, мол, становится идеологическим прессом, разрушает свободу, не дает дышать. Оглядитесь вокруг себя, посмотрите на все то, что вас окружает: на телевизионные программы, на рекламу, на образ жизни, на переполненные рестораны во время Великого поста. Церковь же никого не вытаскивает из этих ресторанов, никого силой ни к чему не принуждает. Она просто обращает свое послание к людям. И даже это послание, строго основанное на слове Божием, воспринимается как некое давление и диктат.

Есть ли в этом что-то новое? Нет. Господь сегодня в Евангелии говорит нам, что будет разделение между мужем и женой, между детьми

536

 

 

и родителями, потому что одни встают по одну сторону Божественного слова, а другие — по другую сторону.

В таком сложном, я сказал бы, драматическом клубке человеческих отношений, противоречивых взглядов и убеждений Церковь Христова и несет свое послание миру и никогда не остановится до скончания дней (Мф. 28, 20), вне зависимости от того, служим мы в величественных соборах или в катакомбах, приветствует нас народ или гонит, являемся мы авторитетами или изгоями. Потому что и одно, и другое, и третье уже было в человеческой истории.

И сегодня, обращаясь к вам с великой благодарностью за ваши молитвы, за вашу поддержку, за вашу любовь, которую я искренне чувствую своим сердцем, прошу и впредь поминать в своих молитвах Патриарха. Ведь каким бы он ни был — обращающимся к людям или молчащим, часто совершающим богослужения или по немощи своей редко, способным управлять огромным механизмом церковной жизни или по разным обстоятельствам неспособным — именно Патриарх в силу своего положения всегда является главной целью и мишенью тех, кто, борясь с Церковью, со словом Божиим, с посланием Самого Спасителя, обрушивает на нее свои удары.

Я со смирением и с полным пониманием особенности патриаршего служения принимаю все то, что должен принимать, — и любовь, и недоброжелательство — и все слагаю в сердце своем. И прошу у Господа только одного: чтобы никогда в моем сердце не было ни злобы, ни ненависти. Потому что только сердце, отданное Христу, может быть способным проповедовать Его слово и убеждать людей. А чтобы было так, я еще раз, в день своего рождения, обращаясь к вам, прошу ваших молитв и вашей духовной помощи. Храни вас Господь!


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.