Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в субботу четвертой седмицы Великого поста в храме в честь Положения честной ризы Господней на Донской улице г. Москвы, 24. 03. 2012

СЛОВА ПО РАЗНЫМ СЛУЧАЯМ

 

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В СУББОТУ ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ
ГОСПОДНЕЙ НА ДОНСКОЙ УЛИЦЕ г. МОСКВЫ

24. 03. 2012

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иов1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства2! Высокочтимый отец настоятель протоиерей Александр3! Дорогие отцы, братья и сестры! Благодарю Вас, владыка, за Ваши добрые слова4 и радуюсь тому, что Вы в настоящее время несете свое послушание в граде Москве, что Ваши жизнь и служение связаны с этим замечательным и благодатным историческим местом. Надеюсь, что Вы и впредь будете разделять со своей паствой те глубокие мысли, которые возникли у вас на протяжении Вашей долгой архипастырской жизни. Мудрость не может быть просто результатом того, что мы почерпаем из книг. Мудрость — это всегда знание, преломленное в личном опыте человека, а потому я надеюсь, что Вы, черпая из своего опыта необходимые мысли и слова, будете разделять

1 Митр. Иов (Тывонюк), почетный настоятель храма Ризоположения на Донской улице г. Москвы.

2 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Красноярский и Ачинский Пантелеймон; архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; епп. Солнечногорский Сергий, Енисейский и Норильский (ныне митр. Челябинский и Златоустовский) Никодим, Канский и Богучанский Филарет.

3 Прот. Александр Фарковец.

4 От лица участников богослужения Святейшего Владыку приветствовал митр. Иов, преподнесший Его Святейшеству панагию.

530

 

 

их с народом Божиим, с паствой, которую Господь вверил Вам здесь, в Москве.

Хотел бы сердечно поблагодарить отца Александра и братию за прекрасный подарок, который будет напоминать мне о моем первом патриаршем служении в храме Ризоположения на Донской, тем более что это богослужение было связано с рукоположением епископа1. Когда совершается рукоположение епископа, вся Церковь торжествует, усматривая в этом некий знак присутствия Пятидесятницы в нашей жизни, ибо благодать Божия особым образом нисходит на архиерея, не только передавая ему власть вязать и решить (Мф. 18,18), но и наделяя его силой и разумением нести свое служение в непростых обстоятельствах исторического бытия Церкви, — обстоятельствах, которые никогда не были простыми.

Сегодня богослужение в храме Ризоположения невольно приводит в соприкосновение два исторических события. Персидский шах, человек, далекий от Церкви, мусульманин Аббас принимает решение передать Ризу Господню в Россию. Она досталась ему в результате набегов на христианские страны, в том числе на Грузию. Но мусульманин Аббас не уничтожил христианской святыни, не выбросил ее, но, сознавая, что это действительно святыня, бережно сохранил, а затем передал в руки законно избранного царя Михаила Федоровича Романова и его благочестивейшего отца, Великого Господина и патриарха Филарета.

Встреча святыни произошла здесь — на том самом месте, где мы с вами сегодня находимся, — а далее ее повезли в центр столицы. Но один только факт, что на этом месте москвичи торжественно встретили посольство, доставившее великую святыню, — один только факт прикосновения к святыне — привел наших благочестивых предков к решению построить здесь храм. Вначале это была деревянная церковь, затем, уже в XVIII веке, стала возводиться церковь каменная. В XIX веке к ней была сделана пристройка, и сегодня мы совершаем богослужение в этом дивном храме, несущем на себе печать и века XVII, и XVIII, и XIX. И каждый год, когда празднуется положение Ризы Господней, люди стекаются сюда, как на великий праздник.

1 За Литургией была совершена хиротония архим. Филарета (Гусева) во еп. Канского и Богучанского.

531

 

 

Какова же была дальнейшая судьба этой святыни? Она была передана в руки царя, который бережно хранил частицу Ризы Господней в Кремлевских соборах как величайшее благословение от Самого Господа и Спасителя всей земле Русской. С пребыванием этой великой святыни в Москве многие люди связывали победы русских, особенно в оборонительных войнах. И это не случайно, потому что перед ней совершались горячие молитвы, с которыми связывались успехи в государственном строительстве, в возвышении Руси, в расширении до необъятных просторов Отечества нашего.

После революционных событий святыня была экспроприирована и стала частью музейных коллекций, причем не очень доступной для верующих людей. Москвичи, конечно, знали, что Риза Господня находится в музеях Московского Кремля, но где ее можно было найти, как приложиться к ней и помолиться? Однако всегда сохранялась вера в то, что святыня будет возвращена Церкви. И вот некоторое время назад по инициативе в то время Президента, а ныне избранного Президента В. В. Путина1, несмотря на сопротивление тех, кто не желали этого, величайшая святыня земли Русской — частица Ризы Господней — была возвращена Церкви для поклонения. В связи с совершенно особым значением этой святыни для всей страны Русской, для исторической Руси, для града Москвы было принято решение поместить сию святыню в главном храме Русской Православной Церкви: в возрожденном из праха и пепла символе возрождающейся России — Храме Христа Спасителя.

Думаю, все вы знаете о том, что произошло2 недавно в Храме Христа Спасителя. Давайте лишь представим себе, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней, а их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя. . .

Ну как, казалось бы, мы должны реагировать? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы — и слава Богу, что прошли. Ну как должна была бы относиться к этому земля наша, которая самим

1 В. В. Путин был избран Президентом России 4. 03. 2012 и вступил в должность 7. 05. 2012.

2 См. примеч. на с. 359.

532

 

 

фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, вдохновлявшей народ наш на величайшие подвиги, в том числе и на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет же, — появляются люди, которые оправдывают это кощунство, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называют себя православными.

Давайте мысленно сопоставим события XVII века и то, что произошло в веке XXI перед величайшей святыней Церкви нашей и всего православного мира — частицей Ризы Господней. Думаю, ни один верующий человек не должен сказать: «Это меня не касается» или «Это не мое дело»... Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому я призываю всех вас усилить молитвы о стране нашей и о народе нашем. Ибо нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться над великими святынями и если это глумление кому-то по душе как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие или безобидная шутка.

Мы все сегодня проходим через Великий пост. Диавол посмеялся над всеми нами, погрузив нас в такие скорби в те дни, когда мы должны уходить от волнений мира сего, погружаться в молитву, ограничивать себя постом, каяться в собственных грехах. Но, может быть, Господь проводит нас через эти испытания в святые дни Великого поста для того, чтобы мы все осознали ответственность за землю нашу, за Русь Святую, за веру православную? У православного человека это чувство ответственности выражается прежде всего в горячей молитве к Богу. Те люди, которые совершили или оправдывают кощунство, не верят в силу молитвы. Они верят в силу пропаганды, в силу лжи и клеветы, в силу Интернета, СМИ, в силу денег и оружия. Мы же верим в силу молитвы. И я призываю всю Церковь Русскую к горячим и усердным молитвам о стране нашей, о вере нашей, о народе нашем, чтобы Господь простил нам прегрешения наши, приклонил к нам Свою милость, дал силу благодати Духа Своего Святого, чтобы, пройдя через искушения и соблазны, мы вышли из них очищенными, сильными, способными устроять будущее свое в соответствии с Божиим законом и по человеческой совести. Аминь.

533


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.