13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре, 28. 12. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА,
АРХИЕПИСКОПА ВЕРЕЙСКОГО, В СРЕТЕНСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ МОНАСТЫРЕ
28. 12. 2013
Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство1! Досточтимый отец Тихон2, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!
Мы сегодня празднуем память святителя Илариона, архиепископа Верейского, человека, который особым образом вошел в историю нашей Церкви.
Замечательно, что на сегодняшний день выпадает рядовое чтение Послания к Галатам, в котором апостол говорит удивительные слова. Мы все знаем их почти наизусть, по крайней мере, многие могут пересказать эти слова, но редко задумываемся об их глубине. Слова такие: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны (Гал. 5,25). Не только миряне, но очень часто и священнослужители, даже готовясь к проповеди, это предложение пропускают, их разум не задевает то, что говорит апостол. На самом деле это вовсе не общая фраза — апостол говорит о чем-то очень существенном и принципиально важном для всех людей.
Что значит жить по духу? По какому духу? Конечно, обращаясь к христианской общине, апостол имел в виду дух Христов, дух Евангелия. Если вы живете по этому духу, если вы называете себя христианами, то и поступать должны по духу. И затем апостол говорит о том, что означает поступать по духу, и перечисляет добродетели, которые связаны с жизнью в соответствии с христианским духом.
Но есть в этих словах еще одна скрытая мысль. Когда апостол говорит, что мы живем по духу, то он открывает перед нами тайну Божественного творения. Мы все живем силой Святого Духа. Это Он носился над водами в дни творения, через Него и Его силой производилось творение, Он сопутствовал всей истории человеческого рода. Мы все — дети
1 Архиеп. Верейский Евгений; еп. Дмитровский Феофилакт.
2 Архим. (ныне еп. Егорьевский) Тихон (Шевкунов).
522
Духа. Мы созданы силой Святого Духа, потому что этой Божественной энергией, этой Божественной силой создан космос, земля наша, род человеческий. А если мы созданы силой Духа Святого, то по Духу и поступать должны.
Вот это, наверное, уже многим понятнее. Когда люди сознают свою ответственность перед главой учреждения, в котором работают, начальником, который взял их на работу, они непременно будут слушать его; как бы он ни назывался, они будут исполнять его предписания. И в этом нет ничего удивительного: если кто нарушает предписания, нарушает волю руководителя, то он изгоняется из корпорации. У всех нас один Хозяин, один Владыка, один Творец — Господь и Бог наш, силой Святого Духа создавший мир и каждого из нас. Апостол открывает нам величайшую Божественную тайну: все мы живем духом, потому что все мы — от Духа; и по духу и поступать должны, соблюдая этику человеческого общежития, этой огромной человеческой «корпорации», которая корнями уходит в глубину веков.
Совсем недавно я имел возможность беседовать с людьми, которым объяснял позицию Церкви по вопросу суррогатного материнства. Мои добрые собеседницы спрашивали меня: если человек не может иметь ребенка, почему бы ему не воспользоваться услугами суррогатной матери? И я ответил им так: нельзя идти против Божественного закона. У каждого поколения могут возникать свои аргументы, основываясь на которых люди отвергают тот или иной Божественный закон. Это противление Божией воле присутствовало в течение всей человеческой истории и ярко отражено в Ветхом Завете на примере истории богоизбранного народа. Священная история учит нас: когда мы отвергаем Божественный закон, когда мы отвергаем Богом установленный порядок жизни, мы, идя против Бога, становимся несчастными. Все страдания иудейского народа в то древнее время были прямо связаны с отказом от Божественной воли, от Божественного закона. Золотыми буквами написаны в Библии эпизоды противления Божественному миропорядку и последовавшего затем наказания Божия, которое являлось выражением не столько некой Божественной силы, сколько Божественной правды, потому что Божественный закон является абсолютным, в нем — полнота мудрости и милости. Вот почему апостол и говорит: Если мы по духу живем, то по духу и поступать должны, то есть в соответствии с Божиим законом, который передается нам
523
со времен Моисея и со времен Господа нашего Иисуса Христа, который запечатлен письменно и отображен в наших сердцах голосом нашей совести.
Но поступки в соответствии с этим законом часто бывают непонятны людям, как, наверное, был непонятен удивительный поступок блестящего богослова, замечательного церковного писателя архимандрита Илариона (Троицкого), почитавшегося великим интеллектуалом и собеседником самых просвещенных людей. После революции наступила эпоха крушения страны, гражданской войны: казни, уничтожение противников, бесчинства, разрушение храмов, моря крови, — я уже не говорю о гонениях в прессе, о глумлении над Церковью, об оголтелой пропаганде против Бога и против Церкви Русской. И в это самое время архимандрит Иларион смиренно склоняет свою главу пред патриархом Тихоном и получает епископское рукоположение, что в то время практически означало подписание себе смертного приговора, особенно для людей ярких, убедительных, влиятельных, способных отвечать на нападки, которые обрушивались на Церковь. Именно таким человеком и был святитель Иларион, стоявший рядом с патриархом Тихоном, поддерживавший его руки, в смирении, в простоте сердца помогавший патриарху нести крест его служения и принимавший на себя удары, направленные в сторону патриарха.
Мы знаем, что святитель Иларион не избежал трагической участи: он был безвинно заточен в тюрьму, прошел через страшные Соловки и другие места заключений. И ведь никто не поднимал голоса в его защиту — наоборот, все было направлено на очернение таких людей, как святитель Иларион, на то, чтобы они не только погибли физически, но, чтобы и память о них была разрушена, чтобы их имена были навсегда смешаны с грязью. И наверное, никто из тех, кто поднимал руку на святителя Илариона, и представить себе не мог, что наступят времена, когда здесь, в этой обители, так тесно с ним связанной, мы будем произносить эти слова и в день его памяти призывать в помощь всем нам его святое имя.
Святитель Иларион жил по духу, а не по человеческой конъюнктуре, не по так называемому здравому смыслу. Разве здравый смысл мог продиктовать человеку тот образ поведения, которого придерживался святитель? Тогда ему надо было бы держаться подальше от патриарха Тихона, быть потише, меньше говорить, искать добрых отношений
524
с тогдашней властью, как это делали обновленцы. Много чего можно было делать — но то была бы жизнь не по духу и не по Божией правде.
Пример священномученика Илариона, цельбоносными своими мощами пребывающего ныне здесь, в этой обители и в этом храме, помогает нам понять тайну слов апостола: если мы по духу живем, то по духу и поступать должны. Пусть пример святителя Илариона поможет всем нам, в первую очередь служителям Церкви. Дай Бог, чтобы его замечательный мученический образ отображался в сердцах наших архиереев, священников, а также и нашего благочестивого народа. Дай Бог, чтобы, взирая на этот образ, мы могли вновь и вновь убедиться в силе Божией правды, в силе того, что так замечательно отражено на страницах Библии. Когда человек пребывает с Богом, он становится непобедимым, на его стороне правда — вне зависимости от того, как он заканчивает дни своей земной жизни. С ним правда, потому что, будучи даже оклеветан в этой жизни, он становится святым пред Богом, а значит, и в человеческой истории. Да укрепит нас Господь молитвами святителя Илариона и поможет нам, людям XXI века, жить и поступать по духу Божиему! Аминь.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Тихон, за слова, которые Вы произнесли, и за подарок1, который Вы мне преподнесли в праздничный день. Особенно хочу отметить замечательный юбилей — 20-летие возрождения этой славной древней московской обители — и в память о нем прошу принять образ святителя и чудотворца Николая. Его молитвами Господь да управит пути Вашей земной жизни, пути сей обители, пути всех тех, кто приходят в этот святой храм и в эту святую обитель, для того чтобы сотворить молитву и прикоснуться к святыням и великой истории нашего Отечества!
Хотел бы, отец Тихон, также сердечно поблагодарить Вас за то, что очень многое сделано для возрождения обители. Мы являемся свидетелями добрых дел, связанных и с организацией монастырской жизни, и с созданием семинарии, и с замечательным усовершенствованием условий жизни студентов, которое было осуществлено в последнее время по Вашей инициативе и при содействии тех людей, которые вместе
1 Настоятель монастыря преподнес Его Святейшеству миниатюрную копию памятника сщмч. Ермогену, патриарху Московскому и всея России, установленного в Александровском саду у стен Московского Кремля.
525
с Вами были готовы потрудиться для этого благого дела. Хотел бы преподать Вам в благословение святой крест. Да укрепит Вас Сам Господь и поможет на путях Вашего служения Святой Церкви!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.