Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Николая Чудотворца в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, 19. 12. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ НИКОЛО-
УГРЕШСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО
МОНАСТЫРЯ

19. 12. 2013

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Варфоломей2, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником — с памятью святителя и чудотворца Николая. Этот день стал очень значительным в календаре Русской Церкви, потому что именно в нашей стране особенно почитается святитель и чудотворец Николай. Народ наш своим простым, открытым к Богу сердцем так воспринял образ святителя и чудотворца Николая, его личность, его житие, что молитвенный опыт общения со святым угодником Божиим стал очень важной составляющей не только нашей религиозной, духовной жизни, но и нашей национальной культуры.

1 Митрополиты Волынский и Луцкий Нифонт, Красноярский и Ачинский Пантелеймон; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Костанайский и Рудненский Анатолий, Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (ныне митр.), Даугавпилсский и Резекненский Александр, Солнечногорский Сергий, Борисовский (ныне Борисовский и Марьиногорский) Вениамин.

2 Игумен Варфоломей (Петров).

501

 

 

Наверное, нигде в мире нет такого количества храмов, посвященных святителю и чудотворцу Николаю, нигде нет такого количества обителей, посвященных его имени. Это свидетельствует о том, что наш народ, особым образом преломляя житие святителя Николая через призму своего мироощущения и своего исторического опыта, откликнулся на его дивный образ горячей любовью и искренним почитанием.

Мы прославляем святителя и чудотворца Николая как учителя веры, кротости и воздержания1. Собственно говоря, так мы прославляем каждого святителя, то есть иерарха Церкви, причисленного к лику святых. Мы именуем их учителями, образом кротости, правилом веры и воздержания. Почему иерарх является учителем? Потому что именно на епископате лежит огромная ответственность за научение вере каждого последующего поколения.

Собственно говоря, вера и передается из поколения в поколение на протяжении более 2000 лет, потому что есть те, кто особым образом призваны заботиться о передаче веры, о научении людей. Поэтому учительство находится в центре служения епископа, и, наверное, если бы этого не было, то не существовало бы и Церкви, ведь без научения вере не может быть благочестия, не может быть религиозного образа жизни, не может быть способности человека мотивировать религиозными убеждениями свои поступки.

Именно поэтому каждый раз, когда мы празднуем память святителей, читается небольшой отрывок из 13-й главы Послания апостола Павла к Евреям, где мы находим такие слова: Братия, поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7) и будьте покорны им, ибо они неусыпно заботятся о душах ваших (Евр. 13,17). Эти слова помогают понять смысл того, что есть процесс научения или, говоря современным языком, из каких компонентов созидается процесс образования человеческой личности. С одной стороны, это требование к учащимся поминать, то есть помнить, наставников и покоряться им. Но, с другой стороны, это сильный призыв к учителям неусыпно заботиться о душах тех, кого обучаешь.

Какие несовременные слова: поминайте, покоряйтесь! Наверное, если обратить эти слова к человеку неподготовленному, то они его

1 Тропарь свт. Николаю Чудотворцу. Глас. 4.

502

 

 

смутят. Но на самом деле в этих словах — огромной силы Божий призыв, потому что не может быть процесса обучения, тем более процесса воспитания, без раскрытия своего ума, своей воли и своего сердца навстречу тому, чему учит учитель. Обучение невозможно без смирения, без понимания того, что учитель знает больше, что он мудрее, что он выше, что его опыт более значителен.

А в каком случае слова поминайте наставников ваших и покоряйтесь никак не смущают совести, не задевают человеческого самолюбия, не ограничивают свободы? Только в одном случае: когда учитель является абсолютным примером, эталоном. Не может испытывать смущение от слов поминайте и покоряйтесь ученик великого композитора или выдающегося режиссера, великого ученого-подвижника или гениального художника. В этом случае и поминание, и покорность приходят естественным образом, потому что ученик, соотнося свои знания, свои способности и свои возможности со знаниями и способностями учителя, осознаёт, сколь превосходит его учитель, и покоряется добровольно, с радостью, ища возможности учиться именно у этого учителя.

Но есть еще что-то в этих замечательных словах апостольского послания к Евреям, что помогает понять саму суть процесса образования. Поминайте наставников и покоряйтесь — почему? Потому что они неусыпно заботятся о душах ваших. Разве можно представить себе школьного учителя или профессора университета, который неусыпно заботится о душах тех, к кому обращает свое слово? В современных условиях это трудно себе представить, а потому трудно представить и то, чтобы ученик поминал и покорялся учителю.

Младший может покоряться старшему, когда он видит особую жертвенную заботу, готовность неусыпно, то есть не засыпая, не позволяя себе отдыха, отдавать все силы воспитанию того, кто вверен тебе. И если ученик видит жертвенность учителя, который отдает все, что только имеет, своему служению и неусыпно заботится не только о передаче знаний, но и о воспитании души, то каким же нужно быть черствым, каким нужно быть жестокосердным, чтобы перед таким подвижником, который сна не знает ради тебя, не преклонить главы и не покориться ему!

Успех образования зависит от того, как ученик относится к учителю. Но успех образования зависит также от того, как учитель относится к своему делу и во имя чего он учит ученика. И если забота о душе, то есть о нравственном состоянии личности, перестает быть заботой

503

 

 

преподавателя, педагога, профессора, то не может быть ни памяти о нем, ни покорности ему. Меняется система отношений «учитель — ученик», она теряет свое священное измерение, благодаря которому высочайшие ценности, вложенные Богом в душу человеческую, а через это — в человеческую цивилизацию, сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Все то, о чем я сейчас говорю, имеет прямое отношение и к современной системе образования. Мы любим сокрушаться по поводу того, какая плохая сейчас молодежь. Почему же мы не сокрушаемся о том, что очень часто педагоги не считают нужным заботиться о душах вверенных им учеников? О том, чтобы формировать сильную нравственную личность, любящую Бога, ближних, Отечество свое, окружающий мир, способную жить по заповедям Божиим, то есть по тому закону, выше которого нет ничего, никакого человеческого закона, потому что Божий закон есть основной закон жизни. И пока наши преподаватели — те, кто несут ответственность за подрастающее поколение, — не осознают своей ответственности за его нравственное воспитание и не будут неусыпно — неусыпно! — заботиться о душах вверенных им, до тех пор мы как общество будем нести на себе отвратительную печать разрушения нравственного начала. А в быту это будет проявляться неудачами в семейной жизни, разводами, абортами, преступностью, коррупцией и всем тем, что разъедает жизнь личности, семьи и общества. И всякие воздыхания по поводу того, что «нужно уменьшить, нужно сократить, нужно взять под контроль», не будут достигать цели, потому что как добрые, так и злые помыслы, как добрые, так и злые поступки исходят из сердца человека (Мф. 15,19).

Все, что мы говорим, обращаясь к современной школе, мы можем сказать и в адрес Церкви и пастырей. Не случайно в центре служения святителей — учительство с его колоссальной ответственностью за душевное состояние паствы, особенно за молодое поколение, за будущее Церкви и мира. Иногда священнослужители сокрушаются о том, что верующие люди недостаточно внимательно относятся к их словам, что не всегда их служение сопровождается должным уважением со стороны паствы; говоря языком апостола Павла в его Послании к Евреям, люди не всегда поминают и не всегда покоряются церковным наставникам. Но все, что было сказано в отношении светской школы, имеет отношение и к научению в Церкви. И покоряются, и принимают, и поминают

504

 

 

церковных наставников тогда, когда видят, что церковный наставник душу свою, жизнь свою полагает, неусыпно служа в заботе о душах верующих.

Сегодняшний день связан с воспоминанием о святителе и чудотворце Николае, подлинном учителе веры, который неусыпно служил душам человеческим, отдавая всего себя, не зная времени для отдыха, не зная никаких личных интересов в жизни, которые были бы для него радостными и спокойными. Его пример должен быть примером для всех нас, служителей Церкви. И если мы будем являть этот пример, в том числе общаясь и с представителями системы образования, с преподавателями школ, с профессорами университетов, со студенчеством, то, может быть, в меру своих скромных сил не столько словами, сколько личным примером мы сможем показать, что означает подлинное научение людей, чтобы через наше смиренное служение открылась и другим красота подвига учителя. Потому что только эта красота может привлекать внимательный взор учащегося и только эта красота способна привести тех, кто учатся, к памяти о наставниках и к покорности им — через их слова и их жизнь. И да поможет всем нам Господь стяжать эту святую добродетель, восходя от силы в силу (Пс. 83, 8)! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.