13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского в новоосвященном Александро-Невском храме г. Калининграда, 6. 12. 2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО
КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В НОВООСВЯЩЕННОМ
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОМ ХРАМЕ г. КАЛИНИНГРАДА
6. 12. 2014
Ваши Преосвященства, досточтимые владыки1! Дорогие отцы! Уважаемый Александр Георгиевич2! Дорогие братья и сестры!
Сегодня совершенно особый день для города Калининграда. Он совпал с особым днем для всей нашей Церкви — с днем памяти святого благоверного великого князя Александра Невского. И наверное, это
1 Епп. Балтийский Серафим, Выборгский и Приозерский Игнатий, Солнечногорский Сергий.
2 Ярошук А. Г., мэр г. Калининграда.
486
не случайно, потому что память о святом Александре Невском должна быть особенно сильна в нашем народе, живущем здесь, на западном порубежье Руси, на берегах Балтийского моря.
Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды предпринимались такие попытки: один раз — со стороны шведов, второй раз — со стороны Ливонского ордена. И он отразил эти нашествия, наголову разбив врага, и приостановил то, что в сознании многих на Западе воспринималось как крестовые походы. Не удались крестовые походы на Русь благодаря силе веры, силе духа, мудрости не по годам, полководческому таланту святого Александра.
Сегодня некоторые историки склонны скептически воспринимать героические страницы нашей истории, утверждая, что не такие уж и большие то были битвы. Смотря с чем сравнивать. . . Ведь огромных битв, в которые были бы вовлечены миллионы людей, вообще в то время не было. Но те небольшие, по современным меркам, битвы иногда определяли дальнейшее историческое и цивилизационное развитие народов. Битвы, в которых, может быть, не сражались сотни тысяч людей, были решающими с точки зрения определения исторического пути Руси.
Мы, конечно, почитаем благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. Возникает вопрос: в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем, успешным полководцем и мудрым дипломатом. Но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. Для того чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие опасности грозят стране, в том числе и с Востока, из Орды, которая в то время господствовала над нашей страной, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели.
Но так делают многие правители и многие дипломаты, и обычно это связано с тем, что народ, видя добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение
487
юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради.
Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с Запада. Над Русью постоянно висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если бы они объединились, хотя это было невозможно по многим причинам), совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа.
Наверное, многие спрашивали у него о том, зачем он ездил на поклон к мучителям. А может быть, самое страшное испытание в его жизни было тогда, когда взбунтовавшиеся новгородцы перебили послов ордынского хана, которые собирали дань. И понял тогда Александр, что смерть нескольких иноземцев может стать причиной гибели всей Руси. И тогда он жестоко наказывает тех, кто убил сборщиков дани. Можно представить себе, что говорили тогда жители Новгорода, сидя у себя дома, как они осуждали князя, называли предателем. Но благодаря этому шагу Новгород не был уничтожен и не было нового страшного нашествия Орды на Русь. С того времени начинается постепенное укрепление Руси, которое приводит сначала к возвышению Москвы (большой вклад в это внес сын Александра — Даниил), а затем и к возвышению всей Руси, ее сосредоточению, обретению такой мощи, которая на Куликовом поле нанесла смертельную рану ордынскому полчищу.
Можно ли себе представить, как страдал благоверный князь? Будучи полностью предан своему народу, своей вере, Церкви, своей земле, он принимал поношение от своих, совершая дела, которые только и могли тогда спасти наш народ. Может быть, поэтому такой любовью был окружен князь Александр в последние годы своей жизни. А умер он в сорок с небольшим лет, возвращаясь из Орды; и многие говорят, что умер он не своей смертью. Он был богатырем, с красивым лицом и с мощным телом. И то, что умер он на пути в свой родной град, было скорее всего не чем иным, как результатом его отравления во время пребывания в Орде. Так, по крайней мере, считают многие ученые. И когда скончался благоверный князь Александр в городе Городце нынешней
488
Нижегородской области, удивительные слова сказал о нем святитель Кирилл, митрополит Киевский и всея Руси, близкий ему человек, духовный отец князя Александра. Он сказал о том, что потеряли того, кого не ценили, что зашло солнце, потеряли великого правителя земли Русской1.
Прошли годы, десятилетия, столетия, но память о святом благоверном князе не исчезает в нашем народе. И особенно сильной и живой стала эта память в годы Великой Отечественной войны и затем на исходе XX и в начале XXI века, когда многие россияне поняли, что князь Александр Невский — это не просто герой, не просто великий правитель, — это имя России2, символ России, потому что вся его жизнь была наполнена и страданием, и радостью, и скорбью неизмеримой, и духовными победами, и победами земными.
Замечательно, что здесь, как я уже сказал, на западном порубежье России, освящен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Будем молиться ему здесь — особенно, чтобы он хранил Россию от нападений, в том числе и в этом регионе, чтобы никогда не было никакой войны между Россией и Западом, чтобы никто не пугал нас этой войной и чтобы у нас никогда не иссякли силы стоять на страже жизни нашего народа.
Пусть благоверный князь Александр помогает современной России, народу нашему так, как он помогал своим молитвенным предстательством Богу на протяжении всей истории, в течение которой и наши предки, и мы прославляли и прославляем его как святого и благоверного князя.
Хотел бы особым образом почтить человека, усилиями которого построен этот Божий храм. Дай Бог Вам, Александр Георгиевич, и дальше успешно трудиться. Может быть, это самое главное деяние, которое Вы совершили в своей жизни, потому что храм Александра Невского здесь, на западной границе России, — это не просто храм, это великий духовный символ, это место особой молитвы народа нашего об Отечестве нашем и о земле Калининградской.
1 См. примеч. на с. 481.
2 См. примеч. на с. 369.
489
В память о нашем сегодняшнем торжестве я хотел бы преподнести этому святому храму икону великого чудотворца Спиридона Тримифунтского, которому сегодня многие люди, в том числе из России, отправляясь на греческий остров Корфу, приносят свои молитвы. У меня есть какая-то особая духовная связь со святителем Спиридоном Тримифунтским. Шесть лет назад, день в день, я был избран Местоблюстителем Московского патриаршего престола. Этому предшествовали мое посещение острова Корфу и молитвы перед нетленными мощами святителя Спиридона. И я имел возможность почувствовать, что святитель Спиридон был со мной в то трудное время. Поэтому мне хотелось в храме Александра Невского, которого я считаю своим Небесным покровителем, оставить икону святителя Спиридона Тримифунтского, духовную поддержку которого я чувствую как Патриарх. Его молитвами да хранит Господь всех вас!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.