Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Успенском соборе Московского Кремля, 10. 02. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ
И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ В УСПЕНСКОМ
СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

10. 02. 2013

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, особенно же с праздником в честь святых новомучеников и исповедников Церкви нашей.

Сегодня читалось Послание апостола Павла к Коринфянам, небольшой отрывок из Второго послания, где содержатся замечательные слова: Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, а они будут Моим народом (2 Кор. 6,16).

Празднуя память новомучеников и исповедников, мы в какой-то мере можем понять смысл их подвига, размышляя над этим текстом. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, — это апостол говорит коринфским христианам, а через них — всем нам. Каждый человек по замыслу Божию является храмом Божиим, потому что создан по образу и подобию Божию (Быт. 1,26). Человек несет в себе, в своей бессмертной душе отображение Божественной жизни, отображение вечности. Он — венец творения и как таковой является сознательно и свободно Божественным вместилищем, если живет по Божиему закону, верит в Бога и Бога признает высшей ценностью.

А что же такое идолы? Идолы — это тоже ценность для определенных людей, которые этих идолов создают или поклоняются идолам, созданным иными людьми. Идол — это всегда творение, может быть, даже Божие творение: мы знаем, как древние обожествляли явления природы — и гром, и молнию, и бурю, небо и землю — и поклонялись им как абсолютным ценностям, выше которых нет ничего. Но, встав на этот путь, человечество стало создавать иных идолов — не Божие творение, хотя и оно недостойно Божественного почитания, но собственные творения и, что самое страшное, самого себя, человека. Нам хорошо известно изречение: «Человек — высшая ценность». А если он — высшая ценность и если выше этой ценности нет ничего, то почему же не поклоняться человеку? И создавались целые философии, которые

47

 

 

воспитывали людей в поклонении человеку. Избирались отдельные личности — герои, правители — и обожествлялись. Нам хорошо известно такое понятие, как «культ личности». Это ведь тоже идол, созданный человеческим воображением, некоей болезненной фантазией. Этот ряд можно продолжать до бесконечности; идолами становятся философии, идеологии, политика. Сама человеческая природа, столь подвластная страстям, порокам, искушениям и грехам, обожествляется в том виде, в котором она существует, — с теми самыми грехами и пороками. А отсюда — поклонение этим порокам, идолопоклонство.

А при чем же здесь мученики и исповедники? При том, что их также заставляли поклониться идолам — идолам политическим и идеологическим. Им так же предлагали, в лучшем случае, совместить храм Божий с идолами, а в худшем — разрушить всякие Божии храмы ради поклонения идолам. Но они не пошли по этому пути. Сейчас, взирая на их подвиг, мы можем сказать: «Ну да, мужественные люди». Но этого мало. Нужно представить себе атмосферу, в которой эти мужественные люди пошли против течения. Ведь с идолами связывалось человеческое счастье, так же точно, как в те античные времена, когда с поклонением идолам связывалось человеческое благополучие, плодородие, богатство, плотские наслаждения, власть. Вот так и с новыми нерукотворными идолами связывалось счастье, благополучие, построение справедливого общества, пришествие «царства божьего» в мир, но без Бога! И как много людей поклонились тем идолам, забыв о Боге! Но истинны слова: «Несовместим идол с храмом Божиим», — если поклоняешься идолу, невозможно поклоняться Богу, Который в храме присутствует.

Произошло то, что произошло: люди, поклоняясь идолам идеологическим и политическим, воспринимали их как величайшую ценность, религиозно служили этим идолам, отдавая порой даже свои жизни, не говоря о комфорте, о благополучии, о жизни других людей, — свои собственные жизни готовы были положить — и клали — на алтарь перед этими идолами.

Мы знаем, какой страшной кровью для всего народа обернулось это идолопоклонство. Слишком много было пролито крови. Казалось бы, мы должны иметь очень сильную прививку от всякой идололатрии, от всякого идолопоклонства, мы должны быть так сфокусированы на почитании Бога, на той идее, что идол и храм Божий несовместимы, что никакие другие соблазны нас не поколеблют. Но оказывается, что

48

 

 

это не так, и последующие поколения людей, которые прямо не связаны с тем трагическим опытом идолопоклонства, с его кровавыми жертвоприношениями, сегодня отдают все свои силы, часто силы молодые, крепкие, тому, чтобы служить новым культам, новым, так называемым высшим и абсолютным ценностям, связанным прежде всего с греховной жизнью человека. Этими идолами становятся богатство, наслаждение, потребление, власть, деньги. Перед этими ложными ценностями, которые объявляются высшими, возводятся алтари и на них приносятся жертвы — не кровавые пока еще, слава Богу. Но сколько же разрушенных жизней, покалеченных судеб! Сколько людей, которые разрушили себя изнутри поклонением этим идолам, нарушили свою целомудренность, чистоту, святость, праведность, внутреннюю целостность! Как много тех, кто разрушил свои семьи, обрек на сиротское существование детей при живых родителях! Как много тех, кто во имя безудержного наслаждения творит беззакония, противоправные действия! Преступность, коррупция и все то, что мы сегодня называем язвами нашей общественной жизни, — это все следствия идолопоклонства.

Конечно, новомученикам и исповедникам было тяжелее, чем нам. Сегодня никто не угрожает ни смертью, ни пытками, ни тюрьмами, ни ссылками за отказ поклоняться новым идолам. Но в том-то и трагедия, что без всякого принуждения люди сами отдают себя идолослужению, испытывая от этого даже наслаждение.

Что же нас может спасти от всех этих заблуждений? Сильная вера, память о наших новомучениках и исповедниках, которые даже перед угрозой смерти не поклонялись идолам. Они ушли в иной мир, они ушли к Богу, они стали героями для народа нашего и святыми для Церкви. И сегодня, прославляя их память и вспоминая всех, — их же имена только Бог знает, — мы просим святых новомучеников и исповедников Церкви нашей быть с нами в нынешнее непростое время обольщения новыми идолами и новыми заблуждениями.

Если бы Христос не пришел... то не имели бы греха, — говорит Евангелие, — а теперь знаете то, что Он сделал и сказал, а потому имеете грех на себе, если не исполняете закона (Ин. 15, 22). Эти слова можно применить и к той теме, о которой мы сейчас размышляем. Во многих странах, где не было примера новомучеников и исповедников, отказ от Бога, идолопоклонство как бы вытекает из жизни тех поколений, которые предшествовали нынешнему. Часто отказ от веры, от Бога, разрыв

49

 

 

с христианской традицией воспринимаются некоторыми как естественное развитие философской мысли. Не было у них этого страшного урока наказания Божиего за идолопоклонство! Но наш народ помнит этот урок и имеет пример великих святых новомучеников и исповедников. И поэтому мы должны иметь и способность отражать всякие соблазны идолопоклонства.

Мы должны быть духовно сильным народом — не можем мы быть другими перед лицом жертв наших отцов и дедов! Мы обязаны хранить веру и признавать только Бога высшей ценностью, Ему воздавать религиозное почитание, но никак не соблазнам мира сего, умственным или физическим.

Верим, что святые новомученики сегодня с нами. Они молятся о своей Церкви, они молятся о своем народе. Силой их молитв мы действительно обретаем способность сопротивляться идолопоклонству, помня, что мы, христиане, — храмы Божии, ибо Бог с нами. Он идет с нами, Он назвал Себя нашим Богом, а нас — Своим народом. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.