13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 2. 12. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА,
МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
2. 12. 2013
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником — с днем памяти святителя Филарета, митрополита Московского, мощи которого почивают в этом святом храме. Вы уже слышали2 сегодня о большом значении митрополита Филарета для истории нашей Церкви, а также для дня сегодняшнего, потому что своими трудами, своими талантами, своей крепкой верой, своим подвигом жизни он сподобился прозревать те высоты Божественного Откровения, которые подчас, даже при чтении Священного Писания, остаются недоступными для многих людей.
Для того чтобы понимать слово Божие, чтобы уметь это слово применять в жизни, чтобы на нем основывать свою жизнь, нужны не только знания, не только способность вдумчиво читать текст — нужен духовный опыт, нужно в молитве и в образе жизни быть близким к Богу. Тайны, содержащиеся в Священном Писании, открываются такому человеку.
1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Тверской и Кашинский Виктор, Овручский и Коростенский Виссарион, Вышгородский и Чернобыльский Павел; архиепп. Истринский Арсений (ныне митр.), Вологодский и Великоустюжский (ныне Песоченский и Юхновский) Максимилиан, Сергиево-Посадский Феогност; епп. Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Моравичский Антоний (представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси), Макеевский Варнава (ныне архиеп.), Солнечногорский Сергий, Ровеньковский и Свердловский Пантелеймон (ныне архиеп.), Орехово-Зуевский Пантелеймон, Воскресенский Савва, Магаданский и Синегорский Иоанн (ныне архиеп.), Братский и Усть-Илимский Максимилиан, Саянский и Нижнеудинский Алексий.
В алтаре молился митр. Ткибульский и Терджольский Георгий (Грузинская Православная Церковь).
2 Проповедь перед Причастием произнес иерей Сергий Мелешко, клирик храма в честь Рождества Христова в Измайлове г. Москвы.
464
Святитель Филарет действительно был таким богомудрым читателем Священного Писания. Может быть, именно поэтому он почувствовал острую необходимость перевода Священного Писания на русский язык, что и было сделано по его инициативе и при его прямом и активном участии, ведь до святителя Филарета Священное Писание наш народ читал только по-славянски, многого не понимая и многого, к сожалению, не чувствуя.
Будучи человеком высокообразованным, святитель имел постоянное общение с представителями образованного общества того времени, с так называемой интеллигенцией, которая и во времена святителя Филарета уже была разной. Кто-то чувствовал в своем сердце веру и потребность в том, чтобы читать слово Божие, применять его в жизни. А многие, начитавшись других книг, якобы с высоты своего образования высокомерно относились к слову Божиему, не понимая его возвышенных образов и не понимая, что оно открывается не тому, кто имеет ум и способность читать, но у кого сердце способно воспринимать Божественные тайны, пропускать их через свой собственный опыт, опыт своей жизни, испытывать их силу на примере конкретных жизненных обстоятельств.
Многого не ведали тогда взбудораженные возможностью получать западное образование представители российского образованного общества. Но для многих из них был укором человек, во много превосходивший их всех по уровню образования, по знанию языков древних и новых, по знанию истории и философии, — человек, который был действительно просветителем и общества, и народа своего. Именно поэтому святителя Филарета и при жизни, и после смерти воспринимали не одинаково. Прозревая всю сложность и каноническую неправду церковного положения в Российской империи, он в меру своих сил пытался, по крайней мере в своей архипастырской жизни, исправить эту неправду. Но не всегда ему это удавалось, и сам святитель, делясь с ближними опытом своей жизни, говорил о том, что шпоры сапог обер-прокурора Святейшего Синода, чиновника, который практически возглавлял Синод, больно ударяют его по бокам.
Тем не менее святитель, несмотря на сложные обстоятельства жизни, несмотря на то, что кто-то из епископата и духовенства не мог до конца понять его мысли, его жизненную позицию, был непреклонен
465
в отстаивании того, что открывалось ему в богомудрии и в дивном личном духовном опыте.
И совершенно не случайно уже в наше время святитель Филарет был причислен к лику святых, — ведь с позиции нынешнего времени все, что происходило в ту пору, представляется уже иначе. Сместились акценты, и вся обычная мишура, которая часто заслоняет взор человека и лишает его остроты ви́дения, ушла в сторону, исчезла, и перед нами, людьми XX и XXI веков, открылась во всей красоте и духовной силе личность святителя Филарета, митрополита Московского. Сегодня он прославлен в лике святых, и мы притекаем к раке его мощей. А в день его памяти весь клир города Москвы собирается вместе в этом соборном храме, чтобы помолиться святителю Филарету и о граде Москве, и о Церкви нашей. Мы верим, что святитель слышит наши молитвы и ходатайствует пред лицем Божиим о столь любимой его сердцу Церкви нашей и о первопрестольном граде Москве. Его молитвами да хранит всех нас Господь в вере, в единомыслии, в способности понимать слово Божие и, что особенно важно, оценивать в свете этого слова то, что происходит в нашей жизни!
В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Ефесянам (Еф. 6,10-17) мы слышим слова: Возьмите щит веры, которым только и можете угасить... стрелы лукавого. Стрелы лукавого — это стрелы искушения, соблазна. Стрелы лукавого указывают ложные ориентиры в жизни, идя по которым можно свалиться в пропасть, утонуть в трясине или заблудиться в дремучем лесу. Стрелы лукавого воздействуют и на наш разум, и на наши чувства, возбуждают наши инстинкты, помрачают наше сознание, сбивают с мысли, мешают видеть подлинную перспективу бытия; и только верой можно отразить эти стрелы, потому что вера есть критерий истины.
Но не всякая вера может быть таким критерием. Вера может быть суетной — такую веру мы называем суеверием. Вера может быть исключительно эмоциональным чувством, когда мы поддаемся обаянию личности. Вера может быть построена на рациональном заблуждении, и мы знаем, как люди погибали во имя целей, в которые верили, но которые не были истинными целями. Поэтому не всякая вера способна отразить стрелы лукавого, а только та, которая основывается на том, что Сам Бог сказал людям. Вот почему не просто знание слова Божия, но духовное
466
проникновение в смысл Божественного Откровения является непременным условием способности человека угасать горящие стрелы лукавого и тем самым спасать себя, свою жизнь, свою душу, а может быть (и так нередко бывает!), жизнь многих, жизнь народа нашего.
Все эти мысли, связанные с сегодняшним днем, с памятью святителя Филарета, с чтением замечательного отрывка из Послания к Ефесянам, соединяются воедино. И мы понимаем, что святитель Филарет и был тем человеком, который прекрасно понимал связь веры со способностью отражать стрелы лукавого. И он, как, может быть, никто другой в новейшее время, внес свой вклад в то, чтобы очень многие люди укреплялись верой и, читая бессмертные, вечные Божественные слова, проникались силой, способной угасить горящие стрелы лукавого. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.