13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Скоропослушница» в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, 22. 11. 2015
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 25-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПРАЗДНИК
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
В СОБОРЕ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ЗАЧАТЬЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО
МОНАСТЫРЯ
22. 11. 2015
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимая матушка игумения2! Дорогие отцы, братья и сестры! Я хотел бы всех вас
1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Воронежский и Лискинский Сергий, Курский и Рыльский Герман; епп. Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Россошанский и Острогожский Андрей, Губкинский и Грайворонский Софроний, Валуйский и Алексеевский Савва.
2 Игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря.
447
сердечно приветствовать и поздравить с воскресным днем и с событием, которое мы сегодня празднуем здесь, в центре Москвы, в недавно построенном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Событие действительно замечательное — 665 лет со времени основания Зачатьевского монастыря в городе Москве.
Этот монастырь был создан по благословению святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, при активных трудах двух его родных сестер — Иулиании и Евпраксии, ставших монахинями, игумениями и много сил положивших на обустройство обители.
История монастыря многим известна, нет смысла ее повторять, но об одном нужно напомнить: практически уничтоженная в годы безбожного лихолетья, двадцать лет назад обитель возродилась. Этому предшествовали пять лет активной деятельности прихожан храма Илии Обыденного, среди которых была и нынешняя матушка Иулиания, — они образовали сестричество и стали всеми силами продвигать идею открытия замечательного Зачатьевского монастыря.
По милости Божией все так и совершилось. Монастырь был возрожден, и за двадцать лет до неузнаваемости изменился его облик, без нарушения архитектурного стиля и общей красоты этого места. И наверное, завершающим аккордом возрождения обители стало освящение пять лет назад этого дивного храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Я хотел бы сердечно поблагодарить матушку игумению, сестер, всех благодетелей, которые близко к сердцу приняли дело возрождения обители. Сегодня благодаря вашим трудам, в ответ на молитвы многих и многих людей Господь приклонил к нам милость, и в центре Москвы мы имеем еще один замечательный очаг духовной жизни, имеющий большое историческое, культурное и, самое главное, духовное значение для москвичей и всего нашего Отечества.
Когда мы собираемся в монашеские общины, когда говорим о себе как о Церкви, то есть общности людей, мы всегда принимаем на себя огромную ответственность. Любая группа людей, заявляющая о том, что они отныне составляют некую общность, будь то политическая партия, гражданский или творческий союз, принимает на себя ответственность в первую очередь за сохранение этой общности. А сохранять ее в условиях свободы и разномыслия очень тяжело, и мы знаем, как распадаются человеческие общности, включая даже самую святую, Богом
448
определенную, — брак; и осколки былой общности больно ранят тех, кто когда-то приняли на себя ответственность ее хранить.
Но эта опасность существует и для монашеских общин. Сегодня мы слышали удивительные слова из Послания апостола Павла, в котором он призывает хранить единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Иногда эти потрясающие слова как-то пролетают мимо сознания, а нам следует остановиться на них и задать себе вопросы: а что такое единство духа? Что такое союз мира?
Союз — это понятие скорее материальное, социологическое, которое связано не столько с нашей духовной сущностью, сколько с нашей человеческой жизнью. Так как же сохранить в мире человеческий союз? В фразе апостола Павла содержится ответ: без единства духа не может быть никаких союзов. То есть они могут возникать по прагматическим соображениям, как это и происходит сплошь и рядом, когда люди объединяются в различные корпорации, группы по интересам и так далее. Это происходит и тогда, когда союзом хотят скрепить какие-то сильные эмоции, не всегда понимая, что такое любовь, а чаще всего под любовью понимая нечто отличное от нее, — потом от этих союзов, как уже было сказано, ничего не остается...
Никакого союза не может быть, если нет единства духа. А ведь дух тоже связан с материальной сущностью человека. Единство духа должно быть не только духовным, но и рациональным фактором. Мы должны, стремясь к крепким союзам, быть единомысленны. Наверное, об этом и говорил апостол Павел — о единстве духа, о единомыслии в главном, а не второстепенном. У каждого свои предпочтения, люди свободны в выборе, но, если они хотят объединиться в некий союз, в главном они должны быть едины. Вот почему Церковь воспринимает венчание в первую очередь как акт благословения такого союза, дабы в самом главном люди, обещающие жить вместе, были едины. Нередко, обращаясь к молодежи, я говорю: «Перед тем как сделать этот очень важный шаг в своей жизни, измерьте степень своего единства». Эмоции и чувства проходят, а сопричастность к единому не проходит никогда. А чем меньше единства в главном, тем меньше надежды на крепкий союз.
То, что справедливо для брака, для межличностных отношений на уровне семьи, справедливо и для общества. Может ли общество быть единым, солидарным, целеустремленным, если нет единства духа? Сегодня нам говорят, что никакого единства вообще не нужно, — мол,
449
сколько голов, столько и умов, высочайшей ценностью является свобода, разномыслие, а общество объединяется исключительно законами. Но разве можно только силой закона создать человеческую общность? — Да никогда! Посредством закона ее можно ограждать от разрушительных сил, но соединяет людей не закон. Абсолютное большинство стоящих здесь Конституции не читали и Гражданского кодекса не знают, но ведь они живут друг с другом и не нарушают общности. И происходит это потому, что есть единство на другом уровне — на уровне духовном. Вот почему, когда хотели разрушить нашу страну, всегда в первую очередь обрушивались на православную веру. Вспомним страшные революционные годы. Казалось бы, революция была против эксплуататоров: помещиков, капиталистов и лишь заодно против попов, но получилось, что прежде всего против Церкви. Так в чем же дело? — Дело в том, что Церковь в первую очередь надо было убрать из жизни людей, потому что именно она формировала в нашем народе союз единства духа. Церковь попытались ослабить максимально, но вот что удивительно — храмы закрывали, и Зачатьевский монастырь уничтожили, а веры в сердце не истребили. Люди в храм не могли ходить, детей, да и то немногих, крестили тайно, а вот где-то в подсознании, на генетическом уровне, хранилась вера, проявлявшаяся в замечательных произведениях искусства, музыки, кинематографа, которые были каналами, соединявшими наш народ, силой отрешенный от единства духа, с духовной основой народного бытия.
Вот и сегодня перед нами много искушений и соблазнов, в основном приходящих извне. Нас учат, как жить, как поступать, какие законы принимать, но, если следовать всем этим указаниям, никакого единства духа в нашем народе не будет. Будет конкурентная борьба, социальное расслоение, и будет скорбь. Апостол Павел не случайно говорил обо всем этом своим современникам, потому что и на них с первых дней существования христианской Церкви оказывалось мощное воздействие извне, с тем чтобы разрушить внутреннее единство. Сегодня нет гонений, но не ушли из нашей жизни соблазны.
А теперь о самом главном, — как это единство духа стяжать? Апостол Павел учит нас, что мы должны жить достойно нашего звания. . . со всяким смиренномудрием и кротостью (Еф. 4,1-2). Удивительные слова! Кротость, смиренномудрие способны сохранять единство духа в союзе мира. Только на теоретическом уровне это сохранить невозможно,
450
это надо осуществлять на практике — в той системе нравственных ценностей, которую открывает нам Евангелие, и через такие, казалось бы, простые добродетели, как смиренномудрие (не просто смирение, а смирение, исполненное мудрости) и кротость (то есть способность сохранять внутреннюю энергию, не возбуждаться по пустякам, не расточать свои силы, но хранить свой внутренний мир, создавать систему безопасности своей духовной личной жизни). Молчаливая реакция на злобные выпады, добрая улыбка, а главное, отсутствие встречной злобы в сердце — это и есть признак полной свободы человека. И если чья-то злоба, ложь, клевета не возбудили в нас ответного чувства злобы, мы победили клеветника, а не он нас.
Апостол Павел знал, о чем говорил. Помимо того, что Господь внушал ему великие мысли, он и на опыте собственной жизни понял, что единством духа обеспечивается союз в мире, а чтобы к этому единству духа идти, нужно жить по слову Божиему, ибо такая жизнь делает человека внутренне свободным, по-настоящему сильным и способным строить незыблемый союз с другими людьми. Верим, что таким союзом является Церковь Божия, существующая на протяжении 2000 лет, несмотря на все самые тяжкие внешние и внутренние обстоятельства. Празднуя пятилетие со дня освящения этого храма, мы благодарим Бога за все — и за скорби, и за радости, и особенно за нашу свободу, которая в Святом Духе дает нам возможность объединяться с другими и создавать союз в мире. С праздником вас поздравляю!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.