13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в Архангельском соборе Московского Кремля, 21. 11. 2014
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
В АРХАНГЕЛЬСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
21. 11. 2014
Ваши Преосвященства, дорогие владыки1! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с престольным праздником сего Архангельского собора в Московском Кремле.
До появления Храма Христа Спасителя Архангельский собор был кафедральным собором города Москвы, а потому праздник в честь Архангела Михаила был престольным праздником всего нашего города. И совершенно не случайно именно в честь Архангела Михаила, воеводы Небесных Сил, был освящен этот главный в первопрестольном граде собор, — потому что Предание Церкви, основанное в том числе
1 Епп. Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.
442
и на Священном Писании, доносит до нас очень важные свидетельства о существовании особого духовного мира.
Никто не знает, что из себя представляет этот мир. Всякие человеческие стремления внешним образом изобразить представителей этого мира являются условными. Когда мы видим Архистратига Михаила с крыльями, это вовсе не значит, что он имеет крылья, потому что там, где он пребывает, крылья не нужны. Люди изображали Ангелов с крыльями, чтобы показать, что они выше нас, что они в Небе, рядом с Богом, что они могут то, чего не может человек. Если соотнести возможности этого невидимого и для нас никогда не понятного мира с нашим миром, то можно только свидетельствовать, что тот мир намного превосходит мир земной, физический.
Когда мы прославляем святого Архистратига, то есть начальника, некую особую силу в духовном мире, то говорим, что он вместе с иными Ангелами прославляет Бога. Мы иногда употребляем слова, не задумываясь об их смысле. Что означает: «Ангелы прославляют Бога»? Что это такое? Когда мы прославляем человека, это ясно: мы выражаем особое уважение этому человеку, признательность за его труды, мы говорим красивые слова, приносим ему подарки, аплодируем, улыбаемся. Если это происходит на каких-то больших площадях в городе, мы можем даже кричать от восторга. Это и есть человеческое прославление. А что такое прославление Бога? — Не знаем. Нужна ли Богу чья-то слава? — Наверное, нет. Что же означает прославление ангельским миром Бога? Это означает только то, что Ангелы особым образом связаны с Богом и что у этой связи нет никакой прагматической основы. Почему я говорю о прагматической основе? Потому что наша связь с Богом очень прагматична. Давайте подумаем, сколько места в нашей молитве к Богу мы отводим прославлению Господа, тому, чтобы сказать, по крайней мере: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!»? — Ничтожно мало. О чем мы молимся? — О своем: «Дай, Господи!» И Господь ведь не гневается, Он подает нам по немощи нашей, потому что мы не способны Бога прославлять. Вот героев мы можем прославлять: устраивать овации, встречать с цветами, бросать букеты. А Бога не умеем прославлять.
Ангелы неведомым для нас образом Бога прославляют. То есть они с Ним находятся в такой связи и в таких отношениях, которые исключают всякие просьбы и всякий человеческий прагматизм. Потому что они видят Бога. Мы верим в Него, а им вера не нужна: они Его видят.
443
Эта близость духовного мира к Богу имеет для нас огромное значение, потому что Богу было угодно, чтобы этот невидимый духовный мир имел соприкосновение с нашим миром. Если кто-то меня спросит, в чем выражается это соприкосновение, я скажу: не знаю, и ни один человек в мире об этом не знает. Мы об этом узнаем, когда переступим порог жизни и смерти, когда окажемся в том мире. Тогда многое нам откроется. Но сегодня мы, основываясь на том, о чем говорится в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета, можем только свидетельствовать, что тот мир имеет с нами соприкосновение. Богу было угодно так организовать весь космос, все бытие, чтобы невидимый мир сообщался с нашим человеческим миром и входил в ткань нашей земной жизни.
И когда мы произносим: «Ангел-хранитель», — мы и говорим об этом соприкосновении, о том, что оно касается каждого человека и каждый из нас имеет связь с духовным миром. А молимся мы Ангелам своими словами, создавая свои образы, бесконечно, видимо, далекие от того, что есть на самом деле. Но ведь это не меняет сути нашей молитвы, потому что Бог принимает ее. И Ангелы слышат ее, и невидимый мир слышит, может быть, улыбаясь нашей наивности и ограниченности наших знаний. Но как же велико пред лицем Божиим и ангельским миром наше упование, вера наша в то, что этот мир вместе с нами, что он способен ограждать нас от иного — темного и страшного — мира, о котором мы тоже ничего не знаем!
Где-то там, где мы не можем себе даже представить, пролегает граница между светом и тьмой, между добром и злом, и там соприкасаются эти два мира. И когда мы говорим, что защищены ангельскими крылами, то имеем в виду именно способность духовного ангельского мира побеждать мир зла. На этом и основывается наша молитва святому Архистратигу Божиему Михаилу, всем Небесным Силам бесплотным, — потому что никакой плоти в них нет: ни крыльев, ни рук, ни ног, ни глаз, ни головы, ни волос. Это иной мир. Но мы с вами, по немощи человеческой изображая этот мир так, как привыкли, не согрешаем. Просто в этом выражается наша простая человеческая вера и наше убеждение в том, что Ангелы настолько превышают нас, что способны крылами своими защитить нас от всякого зла.
Верим, что предстательством святого Архистратига Божиего Михаила Господь ограждает и град наш Москву, и землю нашу от всяких
444
скорбей, бед и зол, а если и проводит через скорби, то для того, чтобы души наши очищались и становились способными в какой-то момент прикоснуться к тому самому небесному миру, к которому принадлежат святые Ангелы.
Святый Архистратиже Михаиле, моли Бога о нас! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.