Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в годовщину избрания святителя Тихона на патриарший престол в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 18. 11. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ГОДОВЩИНУ ИЗБРАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА НА
ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

18. 11. 2012

 

Всех вас, дорогие архипастыри1, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с воскресным днем.

Сегодня, в 24-ю Неделю по Пятидесятнице, день памяти восшествия на патриарший престол святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, мы невольно вспоминаем то тяжелейшее время в нашей истории, когда Церковь, освободившись от жесткого попечения со стороны государства, которое лишало ее необходимой свободы действий для внутреннего устроения и для внешнего свидетельства, наконец-то избрала своего патриарха, тем самым закладывая принципиально новый порядок управления Церковью, закладывая фундамент автономного, независимого от светской власти существования Церкви и ее свидетельства.

Огромные надежды связывались с избранием патриарха Тихона, потому что 200 лет Церковь не могла жить так, как она должна была бы жить в соответствии со своими канонами. Это не просто унижало

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), Самтависский и Горийский Андрей (Грузинская Православная Церковь), Архангельский и Холмогорский Даниил, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Сенакский и Чхороцкусский Шио (Грузинская Православная Церковь); архиепп. Витебский и Оршанский Димитрий, Верейский Евгений, Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ) Михаил, Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь); епп. Красногорский Иринарх, Гатчинский (ныне архиеп. Петергофский) Амвросий, Солнечногорский Сергий, Смоленский и Вяземский (ныне Орехово-Зуевский) Пантелеймон, Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Кузнецкий и Никольский Серафим, Котласский и Вельский Василий.

436

 

 

достоинство нашей Церкви в глазах Восточных патриархов и всего Православия (ибо везде были свои Предстоятели, а в Русской Церкви Предстоятеля не было), но, что самое главное, это лишало Церковь возможности самостоятельно решать такие важные вопросы, как избрание архиереев, назначение настоятелей и настоятельниц монастырей, назначение ректоров и иного руководства в духовные школы, не говоря уже о полной невозможности для Церкви давать оценку тому, что происходило в стране, в обществе, призывать людей в том числе к преодолению внутренних средостений — так называемых классовых противоречий, — о чем в то время особенно много говорили. Церковь не могла тогда сказать ни одного слова, которое остановило бы приближение страшной катастрофы революции с последующим уничтожением страны.

Когда был избран патриарх Тихон, может быть, самое страшное уже произошло — Россия пережила тяжелейшую войну. И хотя у страны нашей было все для того, чтобы в этой войне победить, возникшая в стране революция, обезумевшие от пропаганды люди, потерявшие всякую способность различать духов (1 Ин. 4,1), восставшие друг на друга, погубили Отечество. Мы знаем, что Россия, которая более всего сделала для победы в Первой мировой войне, оказалась страной, не просто не победившей, но оккупированной врагом, который сам потерпел поражение в той войне. Этот исторический парадокс можно понять, только если сосредоточиться на том кошмаре, ужасе, который происходил в нашей общественной жизни.

Именно в этот момент Господь воздвигает на патриарший престол святителя Тихона. Ему предстояло многое сделать. . . Патриарх не может не говорить правду, — и он ее сказал, а потом долгих 70 лет ему эту правду вспоминали, называя врагом советской власти, каковым он не был, потому что как канонический архиерей и патриарх Церкви он не мог быть врагом светской власти. По своим убеждениям он, конечно, мог отрицательно относиться к той власти, но он никогда не выступал как ее враг и одновременно старался говорить правду Церкви и народу своему. Но эта правда колола власти глаза, и потому его назвали врагом.

Но как важны были те честные и правдивые слова патриарха, как много они значили для нашего народа! Они дали такой мощный импульс, который даже последующее тотальное гонение на Церковь с почти полным уничтожением епископата и духовенства не смогло разрушить. И мы сохранили светлую память о патриархе Тихоне,

437

 

 

исповеднике, который возвышал свой пророческий голос и который, не вовлекаясь в суетную борьбу мира сего, не занимая того или иного положения, не поддерживая той или иной стороны в гражданской войне, непрестанно молился об Отечестве, о примирении всех, о возвращении Руси той духовной силы, того единомыслия, той крепости, которые отличали во многом наш народ и обеспечивали прежде высочайшее развитие страны, превращение ее в подлинно великую державу.

Почему патриарх Тихон служил примирению людей? Может быть, ему надо было занять одну из сторон в гражданской войне, например благословить Белое движение, чего он не сделал? Или, может быть, ему нужно было примкнуть к власти, которая восседала сначала в Петербурге, а потом в Москве? Может быть, тогда он был бы менее уязвим и получил больше возможностей для осуществления своей патриаршей миссии?

Не сделал Святейший Патриарх ни того, ни другого. Он поднялся над схваткой обезумевших людей, соблазненных, обманутых, нарисовавших пред своим взором идиллические картины, принявших сказку за быль, обман — за правду. Святейший поднялся над всей той ужасной борьбой, кровопролитием и как истинный Первосвятитель земли Русской самим фактом своего служения, объединением вокруг себя епископата и народа Божиего делал все для того, чтобы сохранить в людях православную веру, ибо знал, что если вера будет жива, то воскреснет Россия. Ему не удалось увидеть этого воскресения, как не удалось увидеть его замученным архипастырям, пастырям, монашествующим и сотням тысяч православных людей. Но их подвиг и правда патриарха Тихона через десятилетия достигли нас с вами, нынешнего поколения россиян.

И мы с благодарением ныне вспоминаем его подвижнические труды по сохранению веры православной, ибо что было бы с народом нашим в 1990-е годы, если бы не хранилась в сердцах наших вера православная? Мы помним, как вместе с открытостью России открылись и двери для лжеучителей, обманщиков, которые тысячами пришли на нашу землю, чтобы совратить с православного пути наш народ. Почему же наш народ, в то время не отличавшийся особой религиозностью, иногда даже не умевший перекреститься правильно, не принял этих полчищ, отличил друзей от врагов? Да именно потому, что та вера православная, о сохранении которой в нашем народе молился святитель Тихон,

438

 

 

действительно была жива и в последующие десятилетия после его смерти, и на излете XX века, когда Отечество наше столкнулось с новыми духовными вызовами и опасностями.

Патриарх Тихон был подлинным миротворцем, и это, конечно, проистекало не из каких-то его личных особенностей, а из тех слов, которые мы сегодня слышали за Божественной литургией, из слов апостола Павла в его Послании к Ефесянам: Христос есть мир наш, соединивший разделенных (Еф. 2,14). О каких разделенных говорил апостол Павел? Он говорил о язычниках-иудеях, которые были духовно непримиримыми врагами христианства с совершенно другой культурой, с иной верой, с иными нравственными и духовными идеалами. Но Христос стал миром, соединившим разделенных. И апостол Павел свидетельствует об этом с полным пониманием и знанием дела, ведь он проповедовал язычникам и он видел, как иудеи-язычники объединяются в христианских общинах.

И тысячелетние разделения исчезают, потому что Христос есть мир наш, который соединяет разделенных. Именно понимая это, понимая великое служение миру и ради мира Церкви Христовой, святитель Тихон и был миротворцем в самый, может быть, тяжелый момент нашей гражданской, светской истории.

Мы должны хранить заветы святителя Тихона, мы должны уже в новых условиях продолжать его служение для примирения в том числе и нашего народа. Сегодня господствуют разные историософские, культурные, политические взгляды. Нередко люди, сталкиваясь в тяжелейшей борьбе, стремятся вовлечь в эту борьбу и Церковь, задавая вопрос: вы с кем — с правыми или с левыми, с одними или с другими? Наш ответ должен быть таким, который дал своей жизнью святитель Тихон: мы с нашим народом, потому что на Церкви лежит величайшая ответственность сохранения его единства. Ибо Христос — мир наш, Он может примирить самых непримиримых, Он может объединить самых разделенных, Он может привнести покой в души самые смятенные.

Вспоминая день восшествия на Всероссийский патриарший престол Тихона, патриарха Московского и всея России, мы молимся прославленному угоднику Божию, чтобы он, предстоя Богу, просил мира Отечеству нашему, великой исторической Руси — святой Руси и державе Российской. Продолжая служение и свидетельство патриарха Тихона,

439

 

 

мы всегда будем вместе с апостолом Павлом говорить: Христос есть мир наш. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.