13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 21-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, 17. 11. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 21-ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. КАЛИНИНГРАДА
17. 11. 2013
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Серафим2! Уважаемый Александр Дмитриевич3, депутат от Калининградской области, первый заместитель Председателя Государственной Думы! Уважаемые Николай Николаевич4, наш губернатор, Александр Георгиевич5, мэр города Калининграда! Дорогие отцы, братья и сестры!
1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Солнечногорский Сергий, Городецкий и Ветлужский Августин, Выксунский и Павловский Варнава, Лысковский и Лукояновский Силуан.
2 Еп. Балтийский.
3 Жуков А. Д.
4 Цуканов Н. Н.
5 Ярошук А. Г.
431
Хотел бы сердечно всех поздравить с воскресным днем и выразить искреннюю радость в связи с тем, что я вновь в этом близком моему сердцу храме, вместе с людьми, с большинством из которых связаны десятилетия моего пребывания здесь, на этой земле. Калининградская область действительно родная для меня земля, с которой связаны особые страницы моей жизни.
Господь послал меня сюда тогда, когда здесь не было ни одного храма, когда была только горсточка православных людей, а власти гордились тем, что это самый атеистический регион Советского Союза и что люди в глаза не видели священника в рясе, с крестом, когда все приходилось делать с нуля. Я благодарю Бога за испытания и скорби и за те радости, с которыми связано мое служение на Калининградской земле.
Сегодня мы слышали замечательные слова апостола Павла из его Послания к Галатам. Я сораспялся Христу, — говорит апостол Павел, — и уже не я живу, но живет во мне Христос. А до этого апостол, обращаясь ко всему христианскому миру, но особенно к Галатам, говорит о том, что делами закона — человеческого, ветхозаветного закона, который до пришествия в мир Спасителя регламентировал все стороны и обычной человеческой, общественной жизни, и духовной жизни, — делами, которые направлены на исполнение этого закона, невозможно спастись, потому что человек спасается верой. И заключает эту часть своего послания словами: Не я живу, но живет во мне Христос, — тем самым говоря о том, что он спасается верой (Гал. 2,16-20).
Эти слова, может быть, не всем легко сегодня понять. Как это так: сораспяться Христу? Это что, вслед за Ним на Голгофу взойти, обречь себя на страдания и смерть? Совсем не так. Сораспяться Христу означает отождествиться с Ним, с Его словами, с Его жизнью, чтобы не мы жили, но чтобы жив был в нас Христос.
Что такое внутренняя духовная жизнь человека? Из каких составляющих она складывается? Таких составляющих три: наша умственная, интеллектуальная, творческая деятельность; наши волевые установки и способность поступать так, как мы желаем, в соответствии с нашей волей; и, наконец, это область наших чувств. И когда апостол Павел говорит о том, что не он живет, но живет в нем Христос, это значит, что его ум, его воля, его чувства подчинены Господу.
Что это означает для нас? Как мы можем подчинить ум Господу, когда 8-10, иногда 12 часов в сутки мы думаем не о Боге, а о своих
432
делах — профессиональных, творческих, простых человеческих делах? Обустроить дом, позаботиться о семье, о здоровье, об отпуске, приобрести какие-то вещи, устроиться на работу, сделать карьеру, получить образование — вот о чем мы думаем. А у людей, которые поднимаются по иерархической лестнице власти, еще больше различного рода дум: нужно решать задачи и профессиональные, и политические, и экономические, и социальные. Да мало ли о чем мы думаем. . .
Но как же подчинить свой ум Христу? Это что, постоянно думать о Евангелии, о каждом слове евангельском? Тогда на какие наши человеческие дела хватит нашего ума? Подчинить свой ум Ему — значит жить во Христе. Мы можем чего-то и не знать, хотя должны знать многое. Мы должны знать, чему Господь научил род человеческий. Поэтому когда говорят: «Я верующий, но я никогда Евангелие не читал», то это означает, что человек что-то путает в своей жизни. Он не может верить в то, о чем не имеет никакого представления. Евангелие должно быть нашей настольной книгой, мы должны действительно каждый день посвящать чтению Евангелия, хотя бы понемногу, но постоянно воспринимать слова Господни. Но самое главное — мы должны сформировать свой ум в системе христианского мировоззрения. Это очень важно, потому что тогда, даже осуществляя тысячи земных дел — и больших, и малых, — мы не откажемся от Христа, мы не предадим Его, мы не сделаем ошибок, если будем действовать в той системе координат, которую Бог нам определил.
Иногда возникает вопрос: как определить эту систему координат? Ответ такой: человек, конечно, должен знать, что означает христианство. И второе, что очень важно: человек должен прислушиваться к голосу своей совести и никогда не подличать, никогда не делать того, что против воли Божией. Нет ничего противного воле Божией в том, что мы исполняем свой долг — профессиональный, государственный долг, семейные обязательства, когда мы исполняем свои обязательства по отношению к друзьям, к близким, к родным. Но все это мы должны делать в системе Божественных координат, не согрешая ни пред Богом, ни пред людьми. И если кто-то скажет: «Я не знаю, что все это означает», — я с дерзновением отвечу, что каждый человек знает, когда он совершает гадкий поступок. И как бы он себя ни убеждал в том, что это объяснимо, оправдано внешними обстоятельствами, политикой, дипломатией, голос совести ему говорит: «Не так поступаешь!» Поступать
433
по воле Божией, сораспяться Христу своим разумом, чтобы Он жил в нас, и означает жить в соответствии с Его законом, который опознается и через слово Божие, и через закон нашего сердца, через нравственный закон голосом нашей совести.
А что означает подчинить волю Господу? Это означает, что наше мировоззрение, наше нравственное чувство, которое помогает нам понять, где правда, а где ложь, куда нужно идти, а куда идти никогда нельзя, должно сопровождаться нашими волевыми установками. Когда мы говорим себе: «Остановись, не иди дальше — там грех, там погибель, и никакие блестящие перспективы, ценности, которые сейчас тебя привлекают, не оправдают твоего поступка, — остановись и подумай», — это и есть воля, подчиненная Христу.
И наконец, чувства — особая сфера человеческой жизни. Апостол Павел говорит: В вас должны быть те же самые чувства, что во Христе Иисусе (Флп. 2, 5). А какое чувство было во Христе Иисусе? Он был воплощением любви. И мы знаем, как тяжело проявлять это чувство в жизни по отношению к людям. Его не всегда хватает даже на самых близких и родных — на мужа, на жену, на детей, на братьев, на сестер. . . Что уж говорить о других людях! Но Господь не отменяет этой заповеди, Он говорит: Любите друг друга (Ин. 13, 34). Это означает, что мы должны возрастать в любви и оберегать это чувство, когда оно ярко горит в сердце! Иногда смотришь на молодых людей, которые встретились и почувствовали в сердце своем любовь, — как они нежны друг с другом, как они бережно держат друг друга за руки, как они обещают идти вместе по жизни. Но мы знаем, что часто бывает так, что от этого чувства ничего не остается — одни только развалины, а иногда на его месте вырастает и иное чувство — чувство злобы.
Бог велит нам не разрушать нашу любовь. И даже когда возникает искушение, соблазн, — а наш современный мир, окружающая нас действительность обрушивают на нас целый водопад этих соблазнов, — мы должны иметь силу воли, чтобы защищать свои чувства.
Но все равно не хватит сердца на то, чтобы любить всех. И что же тогда означает эта заповедь о любви? Она означает только одно: если мы не делаем людям зла, а пытаемся делать добро, то само это доброделание воспитывает в нас внутреннее чувство любви. Сложно сказать человеку, которого первый раз увидел: «Люблю!», но если сердце воспитано в добре, то постепенно и любовь приходит, как она приходила
434
к святым угодникам, к преподобному Серафиму, который молился, стоя на камне тысячу дней и тысячу ночей, и в сердце его была любовь ко всему миру. Это, конечно, высота совершенства. Но невозможность достигнуть высоты саму высоту не отменяет. Многие из нас не могут подняться на высокую гору, но это не значит, что горы не существует. Многим трудно посмотреть на небо, но это не значит, что неба и солнца не существует. Это все существует как пленительная цель человеческой жизни. Вот что означает; уже не я живу, но живет во мне Христос.
Апостол Павел погрузился в стихию Божественной жизни, он говорил от сердца, он связывал свой путь с распятием, потому что на этом пути нужно распять многие свои плохие черты характера, плохие навыки. Все это нужно разрушить, распять, нужно очистить свой ум, свое сердце и свою волю навстречу Спасителю.
Святой преподобный Ефрем Сирин говорит замечательные слова: «Тот не спотыкается, кого Бог поддерживает». Это значит, что мы не спотыкаемся на своем жизненном пути, решая свои жизненные проблемы, тогда, когда нас Бог поддерживает. Мы не спотыкаемся также и на нашем пути духовного восхождения, если Бог нас поддерживает. Вот почему и утверждает Слово Божие, что нет спасения вне Церкви, — ведь Церковь как община верующих людей, в которой нисходит Святой Дух, в которой подаются Таинства, и есть те руки, которыми Бог поддерживает человека. И это руки всех нас, потому что Церковь — это община верующих. Именно из этого исходит духовный посыл огромной силы и духовное требование ко всем нам: жить как единая община, поддерживать друг друга и на путях жизни, и на пути духовного восхождения. И тогда нам не будут страшны никакие преступные этнические группировки, ни что-либо иное, потому что люди, которых объединяет вера, способны распространить свою солидарность на все общество. Сегодня этого ждет от нас народ и вся страна. И мы, объединенные жизнью во Христе, действительно способны передать мощные импульсы солидарности, взаимной поддержки, любви, доброделания, противостояния всякому злу и несправедливости всему нашему народу. В этом заключается наше призвание, и в этом состоит сегодня наше служение.
Я хотел бы от всего сердца пожелать всем вам — и власть имущим, и всем иным, тем, кто стоят здесь, в этом храме, а также владыкам, духовенству, всем, кто трудятся в Церкви, никогда в каждодневной суете не терять из виду самого главного, что является целью, достижение
435
которой не только облагораживает, возвышает нашу жизнь, но и открывает перед нами врата вечности. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.