13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 19-ю по Пятидесятнице в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы, 3. 11. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ
3. 11. 2013
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем!
1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Тобольский и Тюменский Димитрий; епп. Евтихий (Курочкин),
422
Сегодняшнее воскресное богослужение было отмечено чтением Евангелия (Лк. 16,19-31), о котором вы слышали хорошую проповедь священника1. Я не буду повторять вам это евангельское чтение, я только скажу о том, о чем всем нам нужно непременно знать, а именно о том, что притча о богатом и Лазаре есть наиболее подробное (конечно, применительно к человеческому пониманию) сказание о том, что нас ждет после смерти.
Несомненно, Господь передает нам Свое откровение в тех категориях мысли, в той системе понятий, тем языком, которыми мы обладаем. Наверное, невозможно человеческим языком, опираясь на человеческие знания, передать людям то, что означают новое небо и новая земля (Откр. 21,1), эта будущая жизнь. У каждого поколения людей на основе общих знаний складываются какие-то собственные представления, но все они ущербны и, конечно, не соответствуют тому, что есть на самом деле, потому что полная правда о будущей жизни сокрыта от нас — может быть, просто потому, что мы своим умом, отталкиваясь от своих знаний, своей культуры, своего опыта, не способны понять это откровение.
Вот и притча о богатом и Лазаре — это тоже милость Божия. Господь и умным, и неразумным, и образованным, и необразованным, и жившим 2000 лет назад, и живущим в XXI веке в замечательных, трогательных, волнующих до глубины души образах передает некую весть, некое скрытое послание о том, что нас ждет. В этих словах зашифровано
Елецкий и Лебедянский Максим, Солнечногорский Сергий, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (ныне митр.), Ржевский и Торопецкий Адриан, Кинельский и Безенчукский Софроний, Шуйский и Тейковский Никон, Кинешемский и Палехский Иларион, Альметьевский и Бугульминский Мефодий, Калачинский и Муромцевский Петр, Тарский и Тюкалинский Савватий, Губкинский и Грайворонский Софроний, Зарайский Константин, Мариинский и Юргинский Иннокентий, Железногорский и Льговский Вениамин, Кузнецкий и Никольский (ныне митр. Пензенский и Нижнеломовский) Серафим, Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, Барышский и Инзенский Филарет, Котласский и Вельский Василий, Бежецкий и Весьегонский Филарет, Алатырский и Порецкий Феодор, Иранский и Лузский Паисий, Георгиевский и Прасковейский Гедеон, Уржумский и Омутнинский (ныне Бишкекский и Кыргызстанский) Даниил, Уваровский и Кирсановский Игнатий, Махачкалинский и Грозненский Варлаам, Мичуринский и Моршанский Гермоген, Ишимский и Аромашевский Тихон.
1 Проповедь перед Причастием произнес иерей Димитрий Дворников, клирик храма в честь Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлове.
423
нечто, что нам сегодня невозможно расшифровать, но, когда каждый из нас переступит черту, отделяющую жизнь физическую от новой жизни, наши очи откроются, и мы мгновенно все поймем. Но даже из того, что мы сегодня слышали из притчи о богатом и Лазаре, мы должны сделать для себя одно самое важное заключение: жизнь за гробом существует. Это не миф, не сказка, — это то, что реально существует и, может быть, еще более реально, чем та действительность, в которой мы сейчас находимся.
И еще что-то очень важное сообщает нам Господь через эту притчу, а именно то, что в той реальности люди пребывают как бы в разных мирах и что каждый из этих миров соответствует внутреннему состоянию человека. Не может злой пребывать среди добрых — тогда ни он, ни добрые не будут счастливы, не будут иметь полноту жизни. Не может и добрый пребывать среди злых, что было бы несправедливо. Известно, как страдают невинные люди, которых помещают в тюремную камеру вместе с преступниками. Их жизнь становится адом, потому что их внутренний мир несовместим с миром тех, кто их окружает. Вот так же и каждый человек после своей земной жизни будет и там в том окружении, которое соответствует его духовному и нравственному состоянию. Если внутри него — обман, коварство, злоба, ложь, предательство, лицемерие, стремление к богатству и наслаждениям, если разрушены все ценности жизни, если для достижения своих целей человек способен сделать все, переступив через любые принципы и идеалы, — то такой человек, если в какой-то момент окажется способен разобраться в самом себе, скажет про себя: «Недостоин я милости Божией».
Но Господь учит нас, что даже такой падший человек, в котором как бы нет ничего положительного, что может перейти в жизнь вечную, в котором все отягощено страстями, гнетущими и разрушающими душу, — даже такой человек по милости Божией, через Крест Христов, Его страдания и Его Воскресение имеет надежду на жизнь будущего века, если принесет искреннее покаяние и явит глубокую веру.
Эта притча позволяет нам понять, что какая-то связь между теми мирами может существовать. Ведь взирал богач, находившийся в аду, на Авраама и увидел там Лазаря — того самого несчастного, который когда-то лежал у его дверей. Больше того, богачу была дана возможность обратиться к Аврааму. Значит, хотя граница между теми мирами непроницаема, ибо невозможно перейти из одного состояния в другое,
424
но не настолько, чтобы нельзя было видеть и сообщаться, и, может быть, это ви́дение и будет самым страшным мучением для тех, кто лишен Царствия Божия.
Ну и наконец, заключительные слова притчи. Богач просит Авраама, чтобы он послал кого-то оттуда, чтобы тот воскрес, пришел и рассказал живым о том, что их ждет. В первую очередь богач думал о своих братьях, которые повторяли его жизненный путь: жили так же безрассудно, упиваясь богатством, наслаждаясь временным, не видя подлинного смысла и подлинных целей в жизни, не замечая нищих, убогих, несчастных, которые были рядом. И какие же сильные и вместе с тем какие реалистичные слова говорит Авраам: У них есть Моисей и пророки; а если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Как же все это применимо и к нашему сегодняшнему дню, к сознанию современных людей, которые часто не видят чудес, Божиих чудес в жизни каждого, в истории народов, чудес в большом и малом, когда Господь по молитвам вторгается в нашу жизнь — останавливает болезнь, умудряет в юности, помогает избежать искушений, дает силы в старости и нередко помогает даже в наших бытовых проблемах! Для огромного количества людей не существует никакого Божественного следа в истории, никакой руки Божией в жизни, и, даже если такой человек встретится с тем, кто из мертвых воскрес, — все равно не поверит. В этом нет ничего нового — так и Господь Иисус Христос воскресил Лазаря Четверодневного, и люди были поражены: пред ними был такой могущественный и сильный Человек, что Ему следовало поклоняться, Его нужно было немедленно избрать в цари, ведь Он мог возглавить борьбу с римлянами. Но стоило только этому могущественному Человеку, воскресившему четверодневный труп, явить слабость, подвергнуться пыткам, взойти на Крест, как те же люди, которые приветствовали Его криком «Осанна!», стали требовать: «Распни Его!»
Ничего нового не произошло за 2000 лет, и никакие воскресшие покойники никого в вере сегодня не укрепят. Одни скажут, что это обман, другие — что это манипуляция с целью наживы, третьи даже думать об этом не будут. Все это свидетельствует о том, что жизнь вечная зарождается в глубине нашего сердца, в глубине нашего сознания, что мысль о вечной жизни вплетается в ткань нашей человеческой жизни. Если она сопутствует нам и в радостях и в скорбях, если мы
425
знаем, что нас ждет, если мы знаем те слова, которые Господь нам передал, и верим в них, то одна только мысль о вечности способна в корне изменить нашу человеческую жизнь, наполняя ее подлинным смыслом и подлинными ценностями.
Притча, которую мы сегодня слышали, именно об этом: о целях и ценностях человеческого бытия. И да поможет нам Господь никогда не упускать из своего мысленного взора подлинные ценности и цели, которые и приводят нас в жизнь вечную! Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.