Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день празднования 150-летия со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы, 1. 11. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 150-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ

В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ МИЛОСЕРДИЯ
г. МОСКВЫ

1. 11. 2014

Сегодня — день, исполненный великих смыслов. Мы отмечаем 150 лет со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, которая значительную часть своей жизни была протестанткой, но стала святой Русской Православной Церкви, и достигла она этого не только через страдания последних месяцев и свою мученическую кончину.

С самого раннего детства, живя в Германии, она по замечательной традиции семьи великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига воспитывалась в христианском духе, в духе любви к страждущим. И поэтому семена доброделания были заложены в ее душу еще там, в ее семье. А затем, когда она приехала в Россию и соприкоснулась со Святой Русью, то восприняла всем своим сердцем Православие. Будучи

416

 

 

послушной дочерью своего отца и зная, что он, человек глубоко религиозный, привержен своей протестантской традиции, она пишет ему письмо, где говорит о своем очень сильном желании принять Православие. Если кто-то не читал этого письма, обязательно прочитайте. В нем — сочетание кротости, смирения, дочерней покорности с твердым и неумолимым решением соединиться с той верой, которая, по ее словам, сильнее всего раскрывает религиозное чувство человека. А затем произошло очень тяжелое для нее событие. Она просила своего отца ответить ей лишь одним словом в телеграмме, но отец написал письмо, в котором не разрешил ей переходить в Православие. И тогда, движимая, как она и сказала отцу, своей волей, а не чьим-то давлением, не стечением обстоятельств и не красотой внешнего обряда Православия (в чем упрекал ее отец), а ясным осознанием того, что через Церковь Божию сильнее и легче будет осуществляться и плодоносить ее религиозное чувство, она принимает Православие без согласия отца.

В 1905 году она становится вдовой, и все силы ее души, вся любовь к мужу, к семье трансформируются в ней в любовь к страждущим. И навыки, привитые в семье, и, конечно, новый опыт, к которому она приобщилась здесь, на страждущей Русской земле, как до принятия Православия, так особенно и после, вдохновили ее на то, чтобы беззаветно служить страждущим и тем самым следовать Евангелию, осуществлять слово Божие.

В сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 3, 12-18) апостол Павел говорит, что иудеи, израильтяне с покрытыми головами внимают Ветхому Завету. Он проводит аналогию, напоминая, что Моисей ходил в покрывале после боговидения на горе Синайской, а его народ слово Божие воспринимал с покрытой головой, — имеется в виду не физическое покрывало, а некие шоры, которые не дают проникнуть в смысл и глубину Божественного слова. Замечательные слова произносит апостол Павел о том, что это покрывало. . . снимается Христом. Христос есть толкование Ветхого Завета, Христос раскрывает понимание Божественного Откровения, понимание Слова Божия. А Христос — это и слово, и дело, и проповедь, и помощь страждущим, а значит, и христианин — это человек, который не только философски и умозрительно верит в высшую силу, не только тот, кто признает богочеловечество Христа и спасительную силу Церкви, но который жизнью своей

417

 

 

свидетельствует, что он Христов. А жизнь требует, чтобы мы помогали страждущим, помогали тем, которые нуждаются в помощи.

Причем Господь не призывает нас к какому-то особенному жертвенному образу жизни. Он не говорит: отдай все ради помощи другим. Он только один раз сказал это богатому юноше, который просил совета. Господь сказал ему: Если хочешь быть совершенным, пойди и продай имение твое и раздай нищим. . . и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Эти слова Господь не обращает к каждому человеку, но каждый человек, познавший Христа, обязывается идти по Его пути, совершая добрые дела.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна дает нам пример такого прочтения христианства. Она воспринимала слово Божие без всякого покрова. Христос снял с нее этот покров и дал возможность сердцем чувствовать боль другого человека и разделять с ним все, что она имела. Мы знаем, что после трагической кончины супруга она все — и имение, и связи, и знакомства, и свою личную жизнь — посвящает тому, чтобы приносить пользу страждущим.

Удивительно совпало сегодняшнее апостольское чтение с воспоминанием о святой преподобномученице Елисавете Феодоровне. Пусть это совпадение, слова апостола и живой образ Елисаветы Феодоровны, мученицы, исповедницы, которая прославилась силой своей любви к ближним, помогают нам понять, что означает быть христианином, что означает читать и понимать слово Божие и что означает быть закрытым от этого слова «покровом» — своей неспособностью сердцем принять великие призывы Христа Спасителя к служению ближним.

Возрожденная Марфо-Мариинская обитель имеет очень высокую ответственность пред Богом, пред Церковью, да и пред Елисаветой Феодоровной, которая, конечно, сегодня вместе с нами невидимо предстоит Богу, пребывая в сонме мучеников, исповедников и членов нашей Церкви, прославленных на Небесах. Вы несете ответственность и перед ними. Ни на минуту не изменяйте тому призванию, которое было ее призванием и должно быть вашим. Пусть никакие обстоятельства, никакие связи и знакомства, никакое ощущение наличия поддержки и защиты не переориентируют вашего сознания того, что есть ваше служение. И тогда святая преподобномученица Елисавета будет вместе с вами своей великой молитвой к Господу укреплять всех, кто, желая подражать ее служению, вступил в ее обитель.

418

 

 

В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести в дар Марфо-Мариинской обители искусно расшитую плащаницу с изображением Божией Матери, которая может быть использована как воздух над Святыми Дарами, и искусно расшитые покровцы также с изображением Пресвятой Богородицы. Ее Покровом, Ее заступлением Господь да хранит всех нас! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.