Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Успенском Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре, 27. 09. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО
И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ В УСПЕНСКОМ
ИОСИФО-ВОЛОЦКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ МУЖСКОМ
МОНАСТЫРЕ

27. 09. 2015

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Андрей Юрьевич2, губернатор Московской области! Дорогие отцы, братья и сестры!

1 Митр. Бориспольский и Броварской Антоний; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Дмитровский Феофилакт, Воскресенский Савва.

2 Воробьев А. Ю.

385

 

 

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником. Сегодня мы празднуем 500-летие со дня блаженной кончины святого преподобного Иосифа Волоцкого. По обстоятельствам, не связанным ни с его житием, ни с другими историческими фактами, мы соединили этот замечательный 500-летний юбилей с праздником Воздвижения Креста Господня, и, когда я размышлял, почему так получилось, мне пришли в голову некоторые мысли, которыми я и хочу с вами поделиться.

Крест Христов, как мы слышали сегодня в чтении из Послания апостола Павла к Коринфянам (1 Кор. 1,18-24), для одних был соблазном, для других — безумием. Для иудеев проповедь о Кресте была огромным соблазном: как может спасать орудие смерти? Как человека может спасать слабость? Как человека может спасать смерть, да еще и позорная смерть? Мы знаем, конечно, о подвиге мучеников, но ведь с их подвигом никто не связывает своего личного спасения. Кроме того, мы воспитаны в лоне христианской цивилизации, так что понимаем значение крестной жертвы. А чем же была для убежденных в своей правоте иудеев и для надменных эллинов, обладавших высокими философскими знаниями того времени, проповедь о Кресте? Она действительно была для одних соблазном, а для других — юродством. Но Бог благоволил, по слову того же апостола Павла, юродством, то есть безумием проповеди, спасти мир.

Распространение христианства по всему миру — это действительно поразительное явление. Христианство — это вера, которая не основывается на человеческой силе. Ни одно предприятие не может быть успешным, если ему не сопутствуют факторы силы — политической, административной, финансовой, научной. Каждый знает, что если человек игнорирует эти факторы, его замысел потерпит крах, будь то в бизнесе, в науке или в политике. А христианство существует 2000 лет, и в его основе лежит не человеческая сила, не человеческая мудрость, а то, что шокировало современников в проповеди апостола Павла, — Крест Христов. Но Господь не случайно сделал юродство силой Своей проповеди, чтобы всем показать: никакая человеческая сила — ни власть, ни деньги, ни образование, ни что-либо другое — не имеет отношения к спасению людей. Бог спасает людей Своей силой, и Он избирает Крест — для одних — соблазн, а для других — безумие, — чтобы показать, что Его послание миру является не человеческим, а Божественным.

386

 

 

На протяжении истории было много попыток подменить Божественную сущность христианства силой человеческой. Такое происходило и в Церкви. Мы знаем, сколь сложной была история христианской Церкви на Западе. Многим западным христианам показалось, что проповедь христианства нужно обязательно облечь в мощь государства, придать патриарху Запада, Римскому папе, атрибуты государственной власти. Но никогда и никто не спасался внешней человеческой силой. Такая сила призвана помогать в деле проповеди. Огромная ответственность тех, кто облечен государственной властью, или располагает финансами, или обладает глубокими познаниями, и заключается в том, чтобы, исходя из своих человеческих возможностей, помогать Богу совершать дело спасения, соучаствовать в тайне человеческого спасения. Такое соработничество Господь приветствует и благословляет. Когда в истории нашего Отечества именно так соединялась Божественная воля с человеческой готовностью, тогда особенно очевидным становился эффект синергии Божественного и человеческого.

Не буду останавливаться подробно на житии преподобного Иосифа, многим из вас оно известно. Отмечу лишь, что он был человеком выдающимся. Еще отроком он поражал всех своей памятью: знал наизусть почти все Священное Писание, длинные и сложные для запоминания богослужебные тексты. Он обладал феноменальными способностями, но, кроме того, несокрушимой горячей верой. Он был максималистом, хотел сделать все, что только мог, чтобы послужить Богу. Часто его максимализм наталкивался на равнодушие окружающих, в том числе монашествующих. Наверное, они говорили ему то, что нередко и мы слышим в своем окружении: «Тебе что, больше всех нужно? Зачем ты внедряешь такие сложные уставы? Зачем ты требуешь от братии общежития? Нам так хорошо жить по кельям, независимо друг от друга, и раз в неделю собираться вместе для молитвы. Чего ты от нас требуешь?» И он оказался непонятым даже в прославленной обители, в которую пришел, движимый сердечным порывом. Тогда он уединился в своих родных местах, близ Волоколамска, и здесь основал свою обитель в соответствии с тем, как представлял себе путь монашеской жизни.

Но я сегодня хотел сказать не об этом, а о связи между Божественным посланием о смысле Креста и главным делом преподобного Иосифа. В конце XV века в свите литовского князя Михаила прибыл в Новгород некий человек по имени Захария (или Схария). Этот

387

 

 

человек обладал несомненными способностями проповедника, был по-европейски образован и стал учить людей, что главным в определении путей человеческого спасения является не учение христианское, не церковная проповедь, а личное понимание человека. То есть человек — мера вещей. Для того чтобы пояснить, что означала эта проповедь, напомню, что в это же время в Европе наступил Ренессанс, Возрождение. Возрождение чего? Возрождение языческой культуры, языческого понимания человека. А такое понимание исключало то, чем жили христиане на протяжении полутора тысяч лет, чем жили древние иудеи, осознававшие, что в центре мира — Бог. Главный посыл Ренессанса миру, который многие называют интеллектуальной революцией, и заключался в том, что не Бог, а человек — в центре мира.

А если человек — в центре мира, то какая может быть над ним власть в определении его духовного пути, его отношений с Богом? Вот Схария и проповедовал, что Церковь не имеет никакой учительной власти, что каждый может мыслить так, как желает мыслить. Схария отрицал Святую Троицу, ставил под сомнение боговоплощение, не верил в церковные Таинства, не понимал смысла икон. Забегая вперед, скажу, что все эти идеи нашли свое место в западноевропейском протестантизме, причем в самых крайних его проявлениях. И мы знаем, к чему привела Реформация на Западе, — она расколола всю западную цивилизацию, расколола Церковь, породила огромное количество конфликтов, включая так называемые религиозные войны, на которые и сегодня ссылаются люди нецерковные, доказывая, будто Церковь и вера не могут иметь важного значения в обществе. А религиозные войны были порождены теми же идеями, которые проповедовал здесь Схария за 20 лет до начала западноевропейской Реформации, и проповедовал сильно, убедительно.

Великий князь Иван III с вниманием отнесся к его проповеди, а вслед за этим последовали конкретные действия: на Московский митрополичий престол он поставил еретика, сторонника Схарии, и еще двух еретиков — протопопами, или настоятелями, да не простых храмов, а Успенского и Архангельского соборов, что в Московском Кремле. Казалось, что же может уберечь Церковь нашу, страну нашу от страшной «реформации», которая разрушила бы все религиозные основы жизни, взбудоражила бы людей, создала бы предпосылки для огромного количества разделений, расколов, привела бы к полной потере национальной

388

 

 

и религиозной идентичности нашего народа? Власть — за ересь, интеллигенция — за ересь, тогдашнее правительство, дьяки — за ересь. . .

А кто же против ереси? — Будущий святой, а в то время просто игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф. Обладая мощным интеллектом, прекрасной памятью, замечательной логикой, он пишет книгу «Просветитель», которая камня на камне не оставляет от ереси Схарии. Он находит замечательного союзника — святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, и они вдвоем бросают вызов государевой власти. Они поднимают духовенство, народ, верующих людей, и в 1504 году на Соборе в Москве ересь Схарии была осуждена. Ошибочность той ереси признаёт и великий государь Иван III и приносит покаяние.

Иногда противники исторического развития нашей страны говорят нам: «Все ваши беды от того, что у вас не было Реформации». Но мы можем с благодарением преподобному Иосифу сегодня сказать: мы остались такими, какие есть, мы сохранили веру свою, мы сохранили народ свой, Отечество свое, пройдя через страшные испытания революций, именно потому, что в далеком XV веке с нами не произошло того, что произошло с нашими братьями-христианами в Западной Европе.

Подвиг преподобного Иосифа мало с чем можно сравнить по его духовным, интеллектуальным и политическим последствиям для всей Святой Руси. Когда мы слышим и сегодня критику в адрес преподобного Иосифа, мы должны помнить, что она исходит от тех, кто критикует Православную Церковь вообще, кому не нравится исторический путь развития Руси, кто хотел бы переформатировать всех нас, подогнав под чужие лекала. Но по милости Божией мы сохраняем свою православную веру, свою национальную идентичность и в рамках своего духовного и культурного кода развиваем сегодня все свои потенции, все свои силы. И я верю, что только в таких условиях Россия может существовать как независимое и сильное государство. Когда я говорю Россия, я имею в виду всю историческую Русь, и не дай Бог, чтобы что-то помешало продолжению ее спасительного исторического пути.

Служение преподобного Иосифа было крестоношением, — ведь он бросил вызов тогдашнему образованному миру с его философскими воззрениями, с его политическими концепциями и вышел победителем, потому что для него главной силой был Крест Христов. Он нес его до конца, это крестоношение продолжается и до сего дня пред лицом

389

 

 

всех тех, кто хотят омрачить память о великом святом, великом мыслителе, о человеке, внесшем решающий вклад в сохранение Отечества нашего и Церкви нашей.

Вот почему мы так торжественно в день Воздвижения Креста Господня совершаем память святого преподобного Иосифа Волоцкого. Его молитвами да хранит Господь державу нашу Российскую, всю историческую Русь, Церковь нашу, народ наш, молодежь, интеллигенцию в способности оставаться верными тому великому духовному и интеллектуальному выбору, который сделал наш народ в Киевской купели Крещения, которой он остается верным даже до сего дня!


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.