13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю по Воздвижении в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, 29. 09. 2013
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ ПО ВОЗДВИЖЕНИИ В СПАСО-
ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ НОВОСПАССКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
29. 09. 2013
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Савва2! Дорогие отцы, братья, сестры, высокие представители власти3!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с воскресным днем и сказать, что мы собрались сегодня в особое время в особом месте. 400 лет назад был избран на царство Михаил Федорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности
1 Митр. Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Елецкий и Лебедянский Максим, Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Острогожский (ныне Россошанский и Острогожский) Андрей, Барнаульский и Алтайский Сергий (ныне митр.).
2 Еп. Воскресенский, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря.
3 Торшин А. П., первый зам. председателя Совета Федерации ФС РФ; Ястребов С. Н., губернатор Ярославской обл.; Попов С. А., в то время председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы Госдумы; Славенко Терзич, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сербии в РФ; Ларионов В. В., глава администрации г. Рубцовска Алтайского края.
381
нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего было всего несколько таких событий; и Смутное время было страшнее, чем татарское иго, — потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная, и на то, чтобы добиться этого, были брошены все силы.
Мы знаем, что успеху противника во многом сопутствовало предательство нашей элиты, которая, вступив в междоусобную брань во имя достижения своих целей — узких, личных, клановых, — готова была отречься от Родины и предать веру. Но мы знаем также, что по милости Божией этого не случилось. Именно по милости Божией, — потому что с точки зрения объективного анализа ситуации у России не было шансов выжить. Элиты разобщены, никто друг другу не верит, закон не действует, власть берет тот, кто сильнее. Помимо иностранной оккупации, начались разбои на дорогах, в городах и селах, вооруженные банды врывались в дома, грабили их, сжигали села и города, тем самым открывая дорогу тем, кто хотел взойти на русский трон. Мы знаем, что шансов спастись практически не было. Но шанс нашелся, и источником нашей победы была не мудрость элит, не полководческие таланты, не экономическая сила, не военная мощь, но вера наша, а вместе с верой — наше национальное самосознание. Вера стала той великой силой, которая подняла народ на сопротивление, на освобождение страны от иноземных захватчиков, а затем привела к удивительному для того времени событию — свободному выбору государя. Не силой, не мечом, а в результате свободного выбора был воздвигнут на царство Михаил Федорович Романов, сын Святейшего патриарха Филарета, и то было особым деянием — не только политическим, но и духовным. Это деяние стало возможным только потому, что народ верил и не предал своей веры, а вместе с ней не предал и своей великой исторической традиции, своей духовной культуры, своего национального самосознания. Из пепла — в прямом и в переносном смысле этого слова — возродилось наше Отечество.
И сегодня, 29 сентября по новому стилю, в Новоспасском монастыре, который является родовой усыпальницей Дома Романовых, мы
382
совершили Божественную литургию, во время которой слышали замечательные слова апостола Павла, обращенные к Галатам. Он говорит о том, что человек спасается не делами закона, а только верою в Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 2,16). Конечно, Ветхий Завет предполагал (по крайней мере, в религиозной практике времен Спасителя) тщательное и скрупулезное исполнение внешних предписаний закона, и люди считали, что достаточно исполнять внешние предписания: так или иначе поступать с пищей, с жилищами, со своим телом. Много было предписаний, и желание их соблюдать сформировало в народе некое магическое отношение к внешнему выражению религиозности. Магизм и отличается от истинной веры тем, что не требует от человека внутренней работы, не требует никакого духовного напряжения, не требует подвига. Достаточно совершить те или иные действия, которые считаются священными, не вкладывая в них ни веры, ни души, и автоматически получишь желаемое, в данном случае — спасение.
Слово Христа Спасителя и слово апостола Павла разрушают этот мир магизма. Апостол Павел открывает совершенно новую духовную перспективу, когда говорит о том, что сами по себе дела закона не могут спасти человека. Апостол делает акцент на том, на чем не делали акцента тогдашние иудеи, — на истинной, внутренней вере, на напряжении мысли, духа, воли, без чего не может быть спасения.
В нашей современной жизни мы иногда хотим идти по пути наименьшего сопротивления, по легкому пути, думая, что если мы исполняем обрядовые предписания, то этого и достаточно. Красим яйца, печем куличи, ставим свечечку, следуем каким-то другим обрядам, и нам кажется, что этого достаточно — ну куда же больше? А уж если ходим в церковь время от времени, вне зависимости от того, как мы себя ведем в храме, — молимся или просто смотрим по сторонам, — нам кажется, что всё — дело сделано. Совсем нет! Апостол Павел учит нас тому, что только вера в Господа Иисуса Христа спасает людей, потому что без веры не замыкается цепь между человеком и Богом, — та самая цепь, по которой течет Божественная благодать и по которой наши молитвы восходят к Богу. Именно такой обмен между Богом и человеком, молитва, в ответ на которую исходит благодать, и является делом спасительным.
Наши благочестивые предки не случайно прошли через Смутное время. Не исключено, что успешное государственное строительство Руси, успехи в разных областях народной жизни и особенно укрепление
383
Церкви в XVI веке вызвали у многих уверенность в том, что мы — Святая Русь, что все происходит само собой. Мы, мол, строим храмы, строим монастыри, создаем епархии, у нас есть святые подвижники, мы стоим в течение долгих часов в храме — этого должно быть достаточно. Но Господь Промыслом Своим проводит нашу страну через тяжелейшие испытания. Мы были почти на дне пропасти. Мы были на грани исчезновения как народ и как страна. Можно себе представить, что творилось в душах честных людей, которые видели разбой на дорогах, нестроения, предательство! И какую же силу нужно было иметь — силу веры, силу молитвы, — каким должно было быть духовное возрождение народа, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость! И все это совершилось через веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что оставалось только одно: вера, и эта вера вдохновила народ, вызвала к жизни великую созидательную силу, а затем появились и умение, и навык, и воинская слава, и способность вести сражение с противником, во много раз превосходящим по силе. Сумели и организовать, и средства собрать, — народ воспрял духом, пройдя через страшные испытания.
Мы знаем, что по крайней мере еще несколько раз Господь проводил народ наш через такие испытания, одним из которых стала революция, а затем гражданская война. Ведь тоже думали, что все в порядке: и храмов много, и монастырей, и верующих миллионы, — исполняй закон, сохраняй свою внешнюю религиозность, и будет достаточно. Но Господь провел нас и в этот раз через тяжелейшие испытания именно для того, чтобы мы поняли: не делами внешними, не делами закона, но верой в Господа нашего Иисуса Христа спасаемся.
И переживаемое ныне время мало чем отличается от того, что было ранее в истории. И сегодня мы видим, с одной стороны, внешнее благополучие Церкви и желание некоторых жить только по внешним законам: но, с другой стороны, близки опасности, связанные с возникновением нового безбожия, нового отрицания истории, нового радикального отрицания всего доброго, что пришло к нам из прошлого! Для того чтобы нам вновь не сорваться в пропасть, чтобы вновь не испить тяжелейшей чаши страданий, мы в это благополучное время не должны забывать слова апостола Павла о том, что спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны этой верой жить, укрепляться, формируя свое мировоззрение, свое отношение к окружающему миру, в вере воспитывая следующие поколения, верой же одухотворяя свою жизнь.
384
Этим торжественным богослужением мы продолжаем общецерковные празднования, посвященные 400-летию Дома Романовых. Они начались в Успенском соборе Московского Кремля, продолжились в Екатеринбурге, на месте расстрела последнего государя императора, затем состоялись в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге, где похоронены императоры, начиная с Петра Великого. И сегодня здесь, в усыпальнице Романовых, мы продолжаем празднования, которые дают нам возможность вспомнить о прошлом, соединить его с нашей верой, с нашими религиозными убеждениями, сделать очень важные выводы в отношении современной жизни и одновременно помолиться о нашем будущем, о будущем всей исторической Руси, народов России, Украины, Беларуси и других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения, помолиться о державе нашей Российской, о нашей молодежи, о тех людях, которым, может быть, по многим еще причинам и обстоятельствам трудно понять то, что понимают люди зрелого возраста. Дай Бог, чтобы вера в нашем народе укреплялась, чтобы она оставалась великим стержнем, определяющим исторический путь развития нашего народа. И пусть вера в Господа нашего Иисуса Христа сохраняется в сердцах наших, оплодотворяя нашу жизнь и давая великую надежду на будущее. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.