13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре, 11. 09. 2015
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА
В ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОМ СТАВРОПИГИАЛЬНОМ
ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
11. 09. 2015
Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства1! Досточтимая матушка игумения2! Братья и сестры, все, кто молились в этом замечательном возрожденном главном храме Иоанно-Предтеченского монастыря на Литургии в честь Небесного покровителя обители — святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — в день 600-летия со дня первого упоминания этой обители в русских летописях!
600 лет — очень большой исторический отрезок времени. Абсолютное большинство стран мира имеют историю во много раз короче. Трудно себе представить, что в этих стенах в течение 600 лет возносилась молитва и совершался монашеский подвиг. И какие только внешние обстоятельства не сопровождали внутреннюю жизнь монастыря! Много славного и много страшного совершалось за стенами обители — как в городе Москве, так и на всей Руси и во всем мире. Но вера монашествующих, их искренняя молитва обладали такой силой, что, несмотря на многие разрушения, которые происходили вовне, обитель сохранилась, и даже страшные годы лихолетья, особо кощунственных и радикальных гонений на христиан, которые обрушились на нашу Церковь после революции и привели в конце концов к закрытию монастыря, не смогли истребить веру и историческую память.
В 2000 году обитель вновь возродилась. За 15 лет мало-помалу, несмотря на многие трудности, были выполнены масштабные восстановительные работы, и этот сияющий своей первозданной красотой храм являет нам всю милость Божию, которая вопреки тяжким испытаниям
1 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; епп. Гурий (Шалимов), Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва.
2 Игумения Афанасия (Грошева), настоятельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря.
361
изливалась на обитель и, укрепляя веру людей, в том числе зде монашествующих, привела к возрождению монастыря.
Сегодня мы празднуем трагический день, — как говорят, его и праздником трудно назвать. Но на самом деле это праздник, — такой же, какими являются Великий Четверг и Страстная Пятница. Другое дело, что мы не окружаем его внешними атрибутами празднования, напротив, налагаем на себя сугубый пост. Однако мы торжественно вспоминаем то, что произошло в этот день.
Святой Пророк и Предтеча Господа и Спасителя Иоанн проповедовал покаяние людям, глаголя, да во грядущаго по нем Христа веруют (Деян. 19, 4). Миссия Предтечи была связана с проповедью покаяния, потому что без покаяния, без осознания собственных грехов человек не способен открыть свое сердце Богу. Покаяние есть непременный и первый шаг к спасению. Но он не является только единовременным: покаяние должно сопровождать всю жизнь человека — от юности до старческих лет. В идеале покаянием должен начинаться и заканчиваться каждый наш день.
Если каждый день мы будем обращать к Богу молитву о прощении наших грехов, не машинально, не механически, не по заученному тексту перечисляя свои грехи, а от сердца каясь в них — и в больших, и в малых, — если мы, повергая на суд Господа то, что происходит в глубине нашей души, будем испрашивать у Него прощения каждый день, то это будет означать, что мы живем религиозной жизнью. Поначалу такая покаянная молитва может показаться утомительной, даже если она занимает всего несколько минут или мгновений, но со временем, когда она становится навыком, человек уже не может без нее выйти на улицу, не может начать свой день.
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн, проповедуя покаяние, приуготовил сердца людей к восприятию Евангелия. Так и мы через покаяние приуготовляем свое сердце к принятию Божией благодати. Вера, которая постоянно подвергается различного рода искушениям и давлению извне, становится сильной, когда мы обретаем опыт покаяния.
Что же произошло с Иоанном Крестителем? Его почитал народ. Он вел аскетический образ жизни, он ушел за Иордан и питался тем, что давала пустыня. В Евангелии сказано: а пищею его были акриды и дикий
362
мед (Мф. 3, 4). Он никогда не пил вина (Лк. 1,15), он поражал людей своим аскетизмом, своей верой, своим пророческим даром. Многие приходили на Иордан, чтобы, войдя вместе с ним в воды реки, испросить у Бога прощения через искреннее покаяние.
Но какой нелепой, страшной кажется его кончина! Святой человек, несомненный авторитет для всего народа, становится жертвой пьяного правителя. Если бы это произошло с кем-то в наше время, то мы услышали бы много слов наподобие таких: «Да где же Бог? Где же справедливость?» Однако пример Иоанна Предтечи говорит о том, что для Бога не существует отдельно этой жизни и жизни вечной: для Него всё — одна жизнь. То, что совершается в земной жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу. Даже совершая сугубо человеческие дела, борясь за лучшую жизнь, за материально благополучную жизнь народа и страны, мы не ограничиваем свое видение годом, двумя или следующим десятком лет. Подспудно, внутренне мы соотносим наши усилия с некой удивительной перспективой, с жизнью, которой нет конца. Мы приносим в дар Богу, сознательно или несознательно, нашу заботу об устроении этой жизни, и без такого видения перспективы теряют смысл все наши дела здесь, на земле.
Вот и Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн совершал великие дела, совсем не думая о том, чем все это может закончиться. Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. То был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, — и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все обретает свой конечный смысл и свое конечное значение.
Наша Церковь установила особые молитвы в этот день о тех, кто страдает пьянством1. Не только Иоанн Предтеча был невинной жертвой
1 25. 07. 2014 Священный Синод принял Концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма и восстановил ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября — в день, когда Церковь вспоминает Усекновение главы Иоанна Предтечи (с 1914 г. этот праздник в Российской империи проводился ежегодно, но после революции традиция была прервана).
363
этого греха. Как много людей погибают на улицах от пьяных водителей! Ничего более страшного представить себе нельзя, — когда человек, нарушая все законы (и закон совести, и государственный закон)? наносит непоправимый ущерб здоровью или уносит жизнь других только потому, что не может удержаться от пьянства, а выпив, садится за руль автомобиля. А распад семей! а измены! а несчастные дети, сироты при живых родителях! И все только потому, что кто-то — он или она — не может остановиться, сил не хватает. Но сил в первую очередь не хватает именно потому, что нет у человека видения перспективы, нет смысла в жизни. А если нет смысла в жизни, то ведь нужно эту жизнь чем-то заполнить. Вот и впадает человек в то, что сегодня психологи называют взрывной релаксацией, — отдых посредством некоего эмоционального потрясения. И такое потрясение приносят алкоголь, наркотики, даже совершение преступления. . .
Обо всем этом мы сегодня не говорили бы, и, наверное, Церковь не установила бы специального дня и не учредила особой молитвы, если бы все это не было так опасно для жизни нашего народа, да и для жизни всего рода человеческого. И поэтому наша молитва сегодня была от сердца. И я призываю всю нашу Церковь не только молиться, но и работать вместе с системой здравоохранения, вместе с добровольцами, вместе со многими и многими людьми, которые понимают, что дальше так жить нельзя. А иначе ради кого мы строим города, прокладываем дороги, прилагаем усилия, чтобы развивать нашу экономику, поддерживать культуру, упорядочивать социальные отношения, если большая часть людей будет подвержена этому страшному пороку?
Мы сегодня молились о нашей родине, о России, о всей исторической Руси, о мире и благополучии, о преодолении междоусобной брани, о тех, кто страдает пороком винопития, о всех страждущих, угнетенных, плененных, о всех чающих утешения свыше. В этом — великое служение Церкви, и наша молитва должна быть сердечной и искренней. Тогда она будет достигать Престола Божиего и все мы будем чувствовать, как Господь в ответ на нее дает нам просимое.
Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником. Благословение Божие молитвами святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна да пребывает со всеми нами! Аминь.
364
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.