13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании крестного хода, посвященного 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, первого митрополита Московского, 6. 09. 2015
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ КРЕСТНОГО ХОДА,
ПОСВЯЩЕННОГО 700-ЛЕТИЮ НАЧАЛА СЛУЖЕНИЯ
В МОСКВЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, ПЕРВОГО МИТРОПОЛИТА
МОСКОВСКОГО
6. 09. 2015
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Уважаемый Александр Дмитриевич Беглов, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе! Многочтимое духовенство города Москвы! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Сегодня впервые в послереволюционной истории мы совершили крестный ход от Успенского собора Кремля, где покоятся мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, до основанного им Высоко-Петровского монастыря. Святитель Петр сам прошел этим путем и на этом возвышенном месте основал сию святую обитель. Замечательно, что празднование памяти святителя Петра в связи с перенесением его мощей в заложенный им, но построенный уже после его смерти Успенский собор мы совмещаем с празднованием Дня города Москвы.
Если бы не было святителя Петра, если бы он не принял решения перенести из города Владимира в Москву Первопрестольную кафедру всея Руси, то Москва не была бы столицей нашего Отечества. И потому вне зависимости от своих религиозных убеждений все должны с благодарностью помнить и почитать память святителя Петра, которого можно назвать основателем Москвы как первопрестольного града и столицы всея Руси.
Святитель Петр в личности своей объединяет всю Русь, всю историческую Россию. Он родился на Волыни, нынешней Западной Украине,
1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский Иларион, Истринский Арсений; архиепп. Витебский и Оршанский Димитрий, Верейский Евгений, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Гурий (Шалимов), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Красногорский Иринарх, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Воскресенский Савва, Балашихинский Николай, Зарайский Константин, Клинцовский и Трубчевский Владимир.
350
и по инициативе галицкого князя стал митрополитом всея Руси. После поставления в Константинополе святитель вернулся на Русь и, как и подобало блюстителю Киевского престола, отправился в город Киев, до того разоренный нашествием Орды. Год святитель жил в Киеве, стараясь удержаться на исторической кафедре, но сделать это было невозможно: стены Киева были разрушены, и кто только не нападал на мать городов русских! И жить, и тем более управлять Церковью из Киева было невозможно. Тогда святитель Петр, повторяя деяние, совершенное великими князьями Киевскими, переместился в город Владимир, на северо-восток Святой Руси, который в то время стал столицей Русского государства. Но каким-то особым образом, видимо, провидя будущее и потенциал небольшого в то время города Москвы, он откликается на предложение князя Ивана Калиты и приезжает в этот город, значительно уступавший Владимиру, да и другим удельным городам, остается здесь на постоянное жительство и переносит на эту землю русскую кафедру. Вслед за этим и великий князь понимает, что не может княжить в городе, где более нет Первопрестольной кафедры, и переезжает из Владимира в Москву. Так Москва становится преемницей Киева, принимая на себя всю ответственность по примирению раздробленных удельных княжеств, по организации освобождения Русской земли от татаро-монгольского пленения, и по милости Божией, молитвами святителя Петра и его благочестивых преемников, становится новым центром всея Руси.
А что же святитель Петр? На его годы выпало тяжелое время в истории нашего Отечества. Орда поощряла удельное деление Руси. «Разделяй и властвуй» — так было проще держать под своим контролем огромное географическое пространство, и не просто «разделяй и властвуй», но разделяй таким образом, чтобы удельные русские князья еще и воевали друг с другом, ослабляя силу единого народа. Святитель Петр понимал, насколько опасна эта междоусобица, понимал, что она истощает силы народа, мешая людям сплотиться и сбросить иноземное владычество. И все свои силы святитель полагал на сохранение единства Русской земли, примиряя удельных князей, сохраняя единство Русской Православной Церкви.
Поэтому, вспоминая его святое имя, мы в первую очередь вспоминаем подвиг хранения единства Руси, исторической России. И не случайно мы вспоминаем его как митрополита Киевского, Московского
351
и всея Руси, — потому что этот титул объединяет всю Русь. Этот титул безусловного исторического и духовного авторитета бросает вызов всем, кто сегодня, идя по пути междоусобицы удельных княжеств, пытается разделить народ, столкнуть его в междоусобную брань, кто осмеливается одну часть Руси называть своим врагом и мобилизовывать людей на борьбу с единокровными, единоверными братьями. Все это мы уже переживали, и святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, был свидетелем того, как подстрекаемые извне удельные князья вступали в смертельную схватку, ослабляя себя и свой народ.
Сегодня мы молимся святителю Петру о единстве нашей Церкви, объединяющей народы, живущие на просторах исторической Руси, в первую очередь русских, украинцев, белорусов и многих других, кто принадлежит к единой Церкви на огромных евразийских просторах. Мы просим святителя помогать людям преодолевать соблазны и всякого рода искушения. Мы молимся ему сегодня особо о прекращении междоусобной брани на Украинской земле. На каждой Литургии в храмах Русской Православной Церкви мы обращаем к Богу нашу искреннюю горячую молитву и верим, что, проведя народ наш через испытания и скорби, Господь дарует мир и благополучие исторической Руси.
Я хотел бы с удовлетворением отметить, что к сегодняшнему дню Высоко-Петровская обитель располагает всеми зданиями и храмами, которые находятся на его территории. Еще многое предстоит сделать, чтобы восстановить эти святыни и эту красоту. Когда мы шли по Петровке, я смотрел на красивые здания банков и ресторанов, на замечательно отреставрированные дома. Но, приблизившись к самому святому, исторически самому значимому месту на этой улице, я увидел еще не в полной мере восстановленную святыню Москвы и всея Руси. Сегодня я обращаюсь к московским властям и ко всем, от кого это зависит, с призывом приложить все силы для того, чтобы в ближайшее время эта святыня всея Руси, этот дивный исторический памятник, украшающий старую часть Москвы, был возрожден во всей своей красоте. Я обращаюсь к игумену обители отцу Петру1, к братии монастыря с призывом крепить монашескую жизнь, развивать духовное
1 Игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря.
352
образование, осуществлять различные культурные и социальные проекты, на которые сегодня с таким энтузиазмом откликается наш народ, с тем чтобы эта святая обитель была действительно центром духовной и культурной жизни нашей столицы.
В память о сегодняшнем замечательном событии я хотел бы преподнести в дар Высоко-Петровскому монастырю напрестольное Святое Евангелие. Совершая богослужения и взирая на это Евангелие, вспоминайте сегодняшний исторический день и молитесь, чтобы святитель Петр приклонил свою молитвенную милость к исторической Святой Руси, граду Москве и к Церкви нашей. Аминь.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.