13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник перенесения мощей святителя Московского Петра, всея Руси чудотворца, в Успенском соборе Московского Кремля, 6. 09. 2012
СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК ПЕРЕНЕСЕНИЯ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ МОСКОВСКОГО ПЕТРА, ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦА, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
6. 09. 2012
Ваше Высокопреосвященство, владыка Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства2! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня у нас особый день: мы празднуем перенесение мощей святителя Петра в этот Успенский собор, которое произошло в далеком
1 Игум. Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре.
2 Архиеп. (ныне митр.) Истринский Арсений; епп. Подольский Тихон, Губкинский и Грайворонский Софроний.
335
1479 году. Это событие взволновало Русь, которая переживала очень ответственный период своего исторического развития, — то была эпоха завершения всех процессов, направленных на воссоздание единого Русского государства. И личность митрополита Петра, память о нем имели огромное значение для понимания того, что делал царь Иван III, для понимания того, что происходило в Отечестве нашем.
Жизнь святителя Петра удивительна. Он словно олицетворяет собой всю историческую Русь, Святую Русь. Он родился на юго-западе Руси, на Волыни, которая тогда входила в Галицкое княжество. Сегодня, говоря о западе Украины, мы сразу вспоминаем о межконфессиональных трудностях, о тех бедах, которые постигли (в частности, и в наше время) православных людей, о тех жителях Западной Руси, чье национальное самосознание не связано с Православием и уж тем более с Московским патриаршим престолом, хотя и там есть люди, которые сегодня исповедуют Православие. Вот им-то и нужно прежде всего помнить о святителе Петре, который родился на западе современной Украины, с 12-летнего возраста воспитывался в монастыре, получил хорошее книжное образование, а затем стал замечательным пастырем и духовником.
После смерти митрополита всея Руси Максима (жившего во Владимире ввиду разорения Киева татаро-монголами) православный галицкий князь Юрий направил Петра, своего любимого духовника и пастыря, в Константинополь, чтобы испросить его посвящения в митрополиты всея Руси. В то время Русская земля была митрополией Константинопольского Патриархата, — и Петр отправился в Константинополь. Там он встретился с другим представителем Русской Церкви, которого иные политические силы хотели бы видеть в качестве митрополита всея Руси, но выбор пал на Петра.
Облеченный властью митрополита всея Руси, Петр возвращается на землю Русскую и направляется в Киев. Киев был исторической столицей нашей Церкви, и первым желанием Петра было остаться там, несмотря на набеги кочевников, несмотря на то, что город был разрушен и разбойники могли каждый день и каждую ночь наносить ущерб древней столице Руси. Петр с риском для жизни возвращается в Киев и более года живет там. Однако он понимает, что из этого разрушенного города, у которого даже нет крепостных стен, который может стать легкой добычей любых злоумышленников, невозможно управлять Церковью Русской. Тогда он направляется на север, во Владимир, куда
336
переместился великий князь всея Руси, и там продолжает дело своих благочестивых предшественников, митрополитов Киевских, которые, спасаясь из разоренного Киева, обратили свои взоры на северо-восток Руси и там, среди лесов, чащоб, в достаточно защищенных местах, совершали свое Первосвятительское служение.
Затем происходит нечто такое, что, несомненно, являлось действием Промысла Божия. Святитель Петр жил во Владимире под покровительством великого князя; по обычаям и порядкам того времени он посетил Золотую Орду и получил ярлык от хана, удостоверявший его право управлять Церковью Русской. Наверное, ему и дальше следовало бы оставаться в обустроенном, хорошо защищенном городе Владимире, который был уже признан столицей всего Русского государства. Однако совершенно необъяснимо ни с точки зрения политики того времени, ни с точки зрения экономических условий, но, конечно, волей Божией святитель Петр направляется в сторону мало известного тогда и ничем не выдающегося города Москвы. Он приходит сюда, на крутой берег реки Москвы, на холм, на котором мы с вами стоим, и, словно прозревая будущее, в ответ на просьбу князя Ивана Даниловича Калиты остается в Москве, переносит сюда двор Первосвятителя земли Русской и закладывает Успенский кафедральный собор.
То было в 1325 году, а вскоре и великий князь из Владимира переместился в Москву, и Москва стала центром Русского государства. Мы знаем, что уже в год перенесения мощей святителя Петра в то место, где они сейчас находятся, — в этот некогда заложенный им храм, — стало очевидным, что вокруг Москвы объединилось большинство русских земель. То было время особое, когда после многих десятилетий междоусобных браней русские князья, в том числе трудами и молитвами святителя Петра, стали объединяться вокруг этого святого града.
Продолжая оставаться митрополитом Киевским и всея Руси, митрополит Петр поминается нами как святитель Московский, потому что он стал первым святителем, первым епископом этого города, и приложение к нему титула «Московский» исторически правомерно и связано с его трудами по укреплению церковной жизни и благочестия в городе Москве. Сегодня мы совершаем память святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра и обращаемся к нему с молитвой о хранении духовного единства всей Руси, которой он служил, не щадя жизни своей.
337
Мы знаем, что во времена, последовавшие после кончины святителя Петра, произошло много событий. Разделилась (прежде всего под действием внешних сил) Русь, стали слабеть и церковные связи. Но тем не менее жизненный подвиг и сама личность святителя Петра, так же как и его преемника — святителя Алексия, помогали многим сознавать и исповедовать свою причастность к единой исторической Руси, к единой и неделимой Русской Православной Церкви.
И сегодня, когда мы снова проходим через испытание верности святителю Петру, верности идеалам Святой Руси, верности духовному единству народов, живущих ныне на пространствах исторической Руси, мы снова и снова обращаемся к святителю Петру, прося его помощи, его заступления, его предстательства пред Господом о всей земле Русской, о Церкви нашей, несущей то же самое служение, которое несла она и в годы правления святителя, — направленное на духовное собирание и сохранение в единстве всех русских земель от севера до юга, от запада до востока. Это служение не имеет никакого отношения к тем политическим конструкциям, которые одними признаются, а другими отвергаются. Все это некий исторический шум, который приходит и уходит, а Церковь является хранителем духовного бытия народов, живущих на просторах Святой Руси.
Поэтому всякий раз, когда в день памяти святителя Петра мы собираемся в этом соборе, нам нужно мысленным взором проникать в прошлое, черпать из него уроки, осознавать, что есть первопричина, исторический базис совместного духовного бытия тех народов, которые сегодня окормляются Русской Православной Церковью, и как зеницу ока блюсти то единство, которому служил и которое заповедал нам святитель Петр, митрополит Киевский, Московский и всея Руси.
Я хотел бы, владыка митрополит Иоанн, сердечно поблагодарить Вас за добрые, правильные слова, которые Вы сегодня произнесли. То, что сегодня происходит в жизни Русской Церкви, с одной стороны, является чем-то новым, потому что мы вошли в совершенно новую для нас полосу исторических событий, в новую, беспрецедентную культурную, психологическую и политическую среду. Но Церковь в своем пастырском служении людям ничего не делает в отрыве от прошлого, потому что Церковь является хранительницей Предания, а Предание содержит в себе норму веры и норму жизни.
338
Сегодня люди не желают иметь никаких норм — ни нравственных, ни духовных, ни культурных. Многие полагают, что началом и концом для всего является человеческая личность, что человек сам определяет для себя и норму веры, и норму жизни и что нет никаких высших сил, которые их санкционировали бы. Люди, которые так живут, являются людьми не верующими в Бога, даже если они себя таковыми и называют, потому что вера связана с принятием той нормы, которую Бог передал нам в Своем Откровении. Это Божественные заповеди, это образ жизни, ведущий человека ко спасению. Что бы ни происходило в истории, Церковь призвана ограждать эти нормы — не людьми выдуманные, но Богом переданные роду человеческому. И потому все то, что мы сегодня совершаем в Церкви, направлено на сохранение нормы веры и нормы жизни, запечатленных в нашем Священном Предании. Одновременно мы должны учиться тому, чтобы помогать людям, рожденным вне этой культурной среды и вне всякого церковного предания, понять, что означает быть христианином, православным человеком в современной жизни.
Когда Вы говорите о том, что решение о создании Белгородской митрополии было принято Большим Московским Собором, Вы свидетельствуете об исторической правде. Все, что мы сегодня совершаем, своими корнями уходит в глубину веков, но обретает новые формы, новые категории мысли, новый язык, на котором мы обращаемся к современному человеку. Поэтому неправы те, кто называет Церковь косным и неподверженным реформам институтом, как неправы и те, кто считает, что Церковь слишком озабочена тем, как воспринимают ее современные люди. Церковь принадлежит и традиции, и современности, и только благодаря этому вечные и неизменные истины, которые принес нам Господь Иисус Христос, две тысячи лет не просто существуют в сознании людей, но актуализируются в жизни каждого последующего поколения и каждого народа. И этим актуализатором Божественных истин, вечных и неизменных, является Церковь, призванная сохранить в целостности Божественное Откровение и сделать его понятным, убедительным, доходчивым для каждого человека в соответствии с потребностями времени, места и культуры.
Я хотел бы от всего сердца пожелать Вам, а также владыке Софронию, который возглавляет Губкинскую епархию, вновь образованную на территории Белгородской области, помощи Божией в трудах,
339
в созидании всего того, о чем мы с Вами сегодня говорили. Нужно трудиться не покладая рук, чтобы сохранять единство нашей Церкви. Для Вас это особое послушание в связи с тем, что митрополия Ваша располагается в области, граничащей с братской Украиной, а потому развитие отношений с украинским народом, украинским обществом и в первую очередь, конечно, с братьями архиереями, духовенством и верующим народом близлежащих епархий Украинской Православной Церкви является одним из приоритетов, как и образование, особенно образование молодежи, которым Вы активно занимаетесь.
Я хотел бы сердечно поблагодарить власти области в лице губернатора, который прилагает огромные усилия для того, чтобы область процветала. Когда приезжаешь в Белгород, поражаешься тому, что видишь: цветущий город, развиваются промышленность, сельское хозяйство, культура, инфраструктура — и одновременно созидаются храмы. Вот так и нужно развивать национальную жизнь. Никогда не нужно заботу о духовном ставить на самое последнее место: мол, «если что и сокращаем, то в первую очередь наше внимание к духовной жизни, а на первом месте — забота о ежедневных потребностях людей». Стратегически так не могут развиваться ни народ, ни страна. Только сочетая духовное с материальным, можно с успехом идти по этому пути.
Я хотел бы поздравить губернатора, правящего митрополита, епископа, духовенство, весь народ Белгородской области с большими успехами. Мы молимся, чтобы и далее так же успешно развивалась жизнь Белгородской земли.
Я также имею сегодня замечательную обязанность выразить сердечную благодарность выдающемуся человеку, имя которого абсолютное большинство из вас хорошо знает. Это Владимир Иванович Федосеев, который является главным дирижером Государственного академического Большого симфонического оркестра имени Чайковского, членом Патриаршего совета по культуре. Дорогой Владимир Иванович, мы очень ценим все, что Вы делаете для нашей страны, для нашего народа, для сохранения культуры, для ее пропаганды. Вы — выдающийся музыкант современности, и, с благодарностью склоняя главы пред Вами, перед подвигом Вашей жизни, мы хотели бы выразить Вам благодарность от лица всей Русской Православной Церкви.
С праздником, дорогие мои! Всем вам я хотел бы сердечно передать благословение сегодняшнего дня и этого места, на котором мы вместе
340
молились. Это небольшая иконочка святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, с моим патриаршим благословением. Все, кто сегодня присутствуют в храме, смогут после окончания службы получить от духовенства эту икону.
Хотел бы также поблагодарить два хора, которые так прекрасно пели: хор семинарии и хор кафедрального собора, и особенно приветствовать белгородцев, которые вместе с москвичами молились в день святителя Петра в этом историческом центре русского Православия. Храни вас Господь!
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.